2009

«Здесь птицы не поют, деревья не растут...»

Хроника одного похода

«Друзья, выходите! Здесь – Солнце!»
Ю. А. Бахмуров

24 сентября (четверг)

«И почему не вышла на 10 минут раньше!» - думала я, когда бежала вверх по эскалатору ст. м. «Сенная площадь». Не успела на последний поезд до Ладожской, так как запуталась в переходах. До отправления поезда -- меньше получаса. Пришлось брать такси. В итоге минут за 12 до отправления поезда я была на вокзале... Все, кто должен был ехать из города, были уже на месте.
0:50 – поезд тронулся
3:01 – станция Волховстрой. В поезд сел ещё один наш участник – Юля Мусабекова.

25 сентября (пятница)

4:31 - Мурманск. Немного погуляли по ночному городу и отправились за билетами на автобус.
6:50 – тронулся наш Никельский автобус.
8:45 – погранпост в Титовке (наша остановка). В салон автобуса зашёл пограничник, проверил документы. Последние минуты в теплом автобусе. Нужно выходить. Направо от поста идёт наша дорога.
9:02 – свернули к водопадам на реке Титовка.
9:35 – вышли к водопадам.
10:34 – наконец-то первая остановка :). Всё время идём вдоль р. Титовка. На перекус свернули с дороги, зашли в «лесок» (13:00). Если здесь немного погулять, то можно найти несколько полуразрушенных захоронений. Только на одном надгробии читается фотография молодого солдата – такой красивый, молодой, в гимнастерке с расстегнутым воротом, а лежит здесь, в этой промозглой земле далёкой тундры...
Минут через 5 нашего пребывания на месте перекуса начали раздаваться выстрелы орудий. Это было впечатляюще, нужно сказать! Ещё через несколько минут по дороге, в ту сторону, куда мы должны двигаться, пронеслась разведмашина (мне от неожиданности сначала показалось, что это вообще танк :).
17:15 – прошли мимо бомбоубежища. Оно находится несколько выше, справа от дороги. Там ребята насобирали гильз от патронов – одна до сих пор хранится у меня.
17:50 – дошли до озера Устоярви. Юра сказал, что может нам стать здесь лагерем, потому что следующее место ещё километров через семь... И так выразительно посмотрел на меня, давая понять, что там гораздо лучше стоянка и группе ничего бы не стоило туда пройти, если бы в её составе не было такого тяжелого балласта, вроде меня... Ну, извините, я уже не могла самоликвидироваться! Я сказала, что давайте пройдём дальше – чего уж тут… Хотя я бы с удовольствием и тут осталась.
19:00 – где-то за хребтами Муста-Тунтри уже виднеется губа Малая Волоковая. И закончилась дорога – теперь перемахнуть хребет и всё. Юра сказал, что там всего 1 км остался.
19:35 – Дошли! Вот оно море, холодный ветер... Солнце уже село.
Поскольку наш руководитель решил экономить газ, то была дана директива готовить ужин на костре. В итоге, благодаря попутному ветру и, мягко говоря, небогатой топливной базе, гречка стала закипать только около 21 часа. Дежурить посчастливилось мне. И если бы Женя Жаров не предпринял активнейшее участие в процессе добычи огня, то ужина у нас в тот день не состоялось бы.
21:40 – отбой. У нас две палатки. Маленькая (командирская): Юра, Аня Новикова, Лиза.
Большая палатка: Женя Жаров, Оля Бершева, Юля Мусабекова, я.

26 сентября (суббота)

Всю ночь завывающе воет ветер. Где-то с 4:30 начался настоящий ужас – ветер настолько усилился, что начал гнуть дуги палатки. Дождь так обильно поливал палатку, что вымочил её насквозь – я не совсем проснулась, лежала и не понимала, что за мокрая тряпка то и дело опускается мне на лицо – оказывается это палатка была! Где-то 1,5 часа Оля и Женя спасают нашу палатку, поочередно выходя наружу и пытаясь всячески её растянуть, но все их усилия не улучшили кардинальным образом проблему с гнущейся дугой. Юля лежала ближе всего к большому тамбуру и дуга все это время била её по голове – я это поняла только после.
7:00 – пора дежурить. Очень повезло Юле – это её очередь. Она попросила меня поассистировать – переместиться к гнущейся дуге, чтобы придерживать её (всё-таки не хотелось спалить горелками палатку в самом начале похода). За то время, пока Юля готовила завтрак, я в полной мере ощутила всю прелесть нахождения близ дуги – не понимаю, каким образом там вообще можно было спать!? За завтраком Оля пошутила, что скоро мы будем собираться в центре палатки и спать, опираясь спинами друг на друга.
А дождь и не собирался прекращаться...
10:25 – выдвинулись. Моросит дождь, порывистый ветер. Движемся к полуострову Средний.
11:15 – первый брод реки. Босиком, в ледяную воду... А потом на сухую траву – это жуть какая-то!!! Идём вдоль губы Малая Волоковая.
13:55 – углубились немного в полуостров, отойдя от береговой линии, небольшой островок леса. Время обеда, поэтому свернули с дороги и стали на перекус около какого-то вагона. Натянули тент. Дежурит Аня Новикова. А мы ей активно помогаем советами. Кстати Аня взяла в раскладку шоколад Альпенгольд – а это 46 грамм, на 4 грамма меньше, чем нужно!!!
Дождь моросит – он что, не думает передохнуть сегодня?
14:10 – мимо нас, по дороге, проехал БТР. Здорово...
15:45 – двинулись дальше, где-то через 15 минут прошли мимо памятника 113 дивизиону артиллерийских войск северного флота. Наконец-то через час навязчиво моросящий дождик перестал о себе напоминать... Наша группа шла вдоль побережья, спортивно растянувшись, кажется метров на 500 – уж такой далекой казалась неуловимая далеко на горизонте фигура Юры Бахмурова... Я шла как всегда предпоследней, и то благодаря тому, что Женя Жаров много фотографирует и созерцает... А созерцать было что, уж поверьте! Справа - невысокие скальные хребты, а слева - бесконечное море, объятое предзакатной негой. Ветер быстро высушил промокшую одежду, и было уже даже не просто тепло, но и комфортно – идёшь себе вдоль моря на закате, думаешь о вечном... Пройдя мыс Маталаниеми, повернули вглубь полуострова, дошли по дороге до первого островка «леса» (около р. Выкат) и в начале восьмого часа стали лагерем в начале восьмого часа... В этот раз мы основательно растянули палатку, Женя починил сломанную дугу... Уже ночью, когда мы с Юлей уже морально настроились на сон, снаружи послышались восторженные крики Юры: «Смотрите, столбы северного сияния»! Я ещё никогда в жизни не видела сияния (в отличие от всех остальных), но в спальнике, между прочим, было так тепло... Хорошо, что палатка была правильно ориентирована на север, поэтому мы с Юлей просто расстегнули тамбур и высунули головы... Но я, к своему разочарованию, ничего такого особенного не увидела (у меня с детства было такое представление, что северное сияния должно быть таким, как в мультике про медвежонка Умку, поэтому я ожидала увидеть что-то большее, чем непонятные просветления на небе)... Потом ещё в течение минут 20 Юра говорил, что сияние нарастает, выходите из палаток. Мы ещё раза два выглянули, а потом забросили это дело... В итоге восторги Юры разделял только Женя...

27 сентября (воскресенье)

После завтрака снова двинулись в путь (9:50). До выхода мимо нас по дороге проехал военный грузовик. Прошли вперёд по дороге и дальше поворот налево.
С самого утра светит яркое солнце. Через полчаса хода начался путь по чудесному бездорожью тундры...
Около полудня Юра увидел вокруг солнца гало и сказал, что это к долговременному ухудшению погоды.
13:55 –стали на обед около р. Выкат. Сытный грибной суп был проигнорирован Аней и Лизой из гастрономических соображений – зато все остальные были очень довольны.
15:30 – переправились через ледяную реку.
16:20 – решили свернуть до перешейка и срезать путь на Рыбачий, однако Лиза убежала так далеко вперёд, что как мы ей не кричали, она не возвращалась... Решили нарисовать стрелку и всё-таки срезать, но выяснилось, что перейти на п-ов Рыбачий можно только по перешейку и уже на обратном пути встретили Лизу – она так долго шла одна, что решила-таки вернуться и посмотреть, куда же мы делись.
К половине седьмого вышли на перешеек, стали отдохнуть. В кое-то веки я оказалась не последней, и мне очень повезло, ибо подошедшая Оля со словами: «До чего вы довели летописца – он уже блокнотами разбрасывается» - вручила мне мой блокнот... За перешейком находится посёлок Озёрко. Он нас встретил лаем двух замечательных псов, один из которых ещё долго провожал нас.
20:15 – наконец дошла до стоянки. Если бы не Оля, которая вернулась подобрать это вяло текущее по дороге тело, то до лагеря я сегодня, видимо, не дошла бы...
Стали мы на какой-то речушке, которая (со слов Ю. Б.) вытекает из озера Саукко. Вечер был мокрым, с неба что-то навязчиво капало. После ужина мы с Юлей забрались в незастеленную матами палатку и просто так просидели минут пять, собираясь с мыслями перед сном...

28 сентября (понедельник)

Новый день...
7:30 - завтрак. Нужно сказать, что с тех пор, как ледяные броды и осадки с неба прочно вошли в нашу жизнь, каждое утро начиналось одинаково – на свет извлекались ноги и пластырь, а затем – кропотливая работа по реанимации. На ноги некоторых товарищей уже было невозможно смотреть без слёз... Юля вообще уже перестала снимать старый пластырь (это после, в вагоне поезда, она будет его соскабливать вместе с кусочками мяса).
9:15 – выход
Около часа стали на обед (где-то между мысами Коровий и Кийский, на реке, которая вытекает из озера Лохи). Оля с Женей, а потом и Аня (или Аня была первой?) не преминули окунуться в прохладные воды Баренцева моря. Смотреть на них было красиво и холодно... В 3 часа наконец вышли с обеда. Шли по побережью. Так здорово убегать от накатывающей на песок воды. Невыразимая тяга, любовь к морю – так бы вечно идти и чтобы побережье никогда не заканчивалось... Мы так где-то остановились все вместе у какого-то бревна и смотрели на море – а на нас смотрел проплывавший мимо морж...
Но пришлось свернуть вглубь полуострова, оставить на время море. Нам нужно было сегодня оказаться на мысе Немецкий... Обходя стороной радиолокационную базу и прыгая по болотам, мы-таки увидели этот краешек земли. В шесть часов мы были на Немецком.
19:50 – вернулись назад к развилке и двинулись дальше по дороге, через 30 минут остановились на ночёвку. Отсюда прекрасно были видны огни военного городка.
Холодная северная ночь в очередной раз наполнилась баритоном Жени... Уж не знаю, почему, но каждый раз слова песни, которая стала фактически девизом нашего похода, - «Нам напророчено, днём будет солнечно» - наполняли сердце невообразимой тоской – это прям как Юра, пророчит нам солнце... А его-то и нет почти...

29 сентября (вторник)

Сегодня был мой завтрак. Встала-то я вовремя, но как-то медленно всё делала. В результате еда была готова только в 8:20, и ещё нужно было бежать за водой. Юра на меня злился и выказывал своё недовольство мною в слух.
В общем вышли мы из-за меня с опозданием (9:50). За минуту до выхода начался дождь. Одна бесконечная туча над нами – и ничего не видно впереди.
Во время обеда рядом с заброшенной частью кто-то занимался сочинением смс, а некоторые товарищи бегали за стадом оленей.
Где-то на мысе Большой Скорбеевский взгромоздились на скалу. Вот это зрелище во истину грандиозное – массив невозмутимой скалы окатывают штормящие волны, разбиваются в тяжелом ударе и накатывают снова.
Прошли мыс Малый Скорбеевский за ним у реки долго искали место для стоянки. Это был какой-то особенно холодный вечер. Мысли одни – разобраться, поставить палатки и уже больше не выходить наружу до утра.
Вечера у нас тоже проходили весьма традиционно – командирская палатка – Юра, Лиза и Аня, приходила к нам и мы все вместе ужинали. Ввиду нескольких прецедентов за время похода, ввиду перевёрнутых кружек, как только Юра извещал своим радостным голосом, что идёт к нам мы, люди привыкшие тут трапезничать исключительно в спальниках, судорожно начинали подбирать «концы» и расчищать место для безопасной зоны. Всё это, конечно, делалось в шутку и с весёлой улыбкой =)! С Юрой, помимо девушек, в палатку приходил и радостный звон мини-бара - а с ним уже тепло, улыбки и хорошее настроение!

30 сентября (среда)

Утро встретило нас огромным яблоком солнца, так неспешно восходящим над горизонтом... А дальше погода зарядила, как всегда... Вот когда так в очередной раз лило, я пыталась увидеть – где же солнце? И иногда было видно. И вот как я его видела – ощущение, что это огромный круглый прожектор на съемочной площадке, который светит через фильтры приглушенным светом...
14:10 – обед на избах. Долго выбирали себе «избу», потом остановившись на менее продуваемой. Стали... Пока обедали, на нас даже как-то упал лучик теплого солнца, многие сняли ботинки посушить, но это ненадолго.
А дальше по программе у нас были 16 бродов... К вечеру спустились в долину г. Эйна (299 м). Юре очень хотелось, чтобы мы завтра утром встали в 6 утра и сбегали на неё, но, увы, в наших рядах он не нашёл единомышленников...

1 октября (четверг)

До реки Мотка прошли живописный отрезок пути по побережью. Обнаружили заброшенную палатку, два водопада за озером.
Когда пришло время обеда, выяснилось, что Лиза и Юра как всегда убежали куда-то вперёд, и мы решили, что мы можем сделать это и без них. Но, видимо, они почувствовали соответствующее настроение в рядах страждущих и вовремя вернулись :).
14:00 – обед на р. Ростой. Начался дождь – пришлось натянуть тент.
Чем дальше, тем погода становилась всё хуже и хуже. Идёт дождь со снегом. Ноги совсем мокрые, поэтому уже нет смысла снимать обувь на бродах.
Прошли Озерко и решили стать на первой речке после перешейка.
19:10 – поставили лагерь. Мокрый снег. Ночью было так холодно, что мы решили с Юлей состегнуть спальники – наконец-то ночью ничего не мёрзнет.

2 октября (пятница)

Это последнее морозное утро.
Подъём для дежурных поздно, как никогда – в 7:30. В палатках сидели долго, Юра как всегда завтракал с нами, а девочкам принесли завтрак в командирскую палатку (обычно еда перекидывалась и передавалась – палатки стояли так близко, что достаточно было хорошо протянуть руку).
Вышли только в 10:40
Оказывается, близ нашей стоянки находится памятник – здесь была землянка, где располагалась редакция газеты «Североморец». Именно здесь в годы Великой Отечественной войны артиллеристом и политработником Николаем Букиным было написано стихотворение «Не жить мне без моря» - впоследствии ставшее известным как слова песни «Прощайте скалистые горы».
Юра, как всегда, рано выгнал Аню и Лизу из палатки и мы, всё ещё пребывая в теплом пространстве нашего убежища, слышали как девушки с грустными вздохами и всхлипами одевают покрывшиеся изморосью ботинки.
По началу погода казалась солнечной. Вышли к мотовскому заливу. Аня решила искупаться (а мы просто посмотреть на это).
13:40 – Кутовый залив. Чуть выше у реки стали на обед. Я решила - пока все чем-то заняты, нужно бороться с грязью. Вид был, конечно, грандиозный – Кутовый залив, впереди уже четко виднеются Муста-Тунтри, начисто покрытые снежным покрывалом. Ветер. Что тут скажешь - чистота требует жертв, всё-таки в цивилизацию движемся...
Наконец-то мы стояли перед самым перевалом Муста-Тунтри.
Встретили ребят на джипе из Москвы, они вот тоже собрались на мыс Немецкий. В голове пронеслись картины некоторых бродов – что ж, удачи =).
Что-то Юра отстал от группы – думаю : «Ну всё, сейчас дождётся меня и начнёт подгонять», но на удивление, ни слова упрёка =). Даже какой-то грустный, говорит: «Ну вот, все спешат домой» А ему, как мне показалось, спешить не хотелось. Мы уже дошли до развилки, как подъехал «Урал», остановился рядом с нами. Я не расслышала, что сказали – видимо предложили подвезти, а Юра отказался. Все остальные стояли чуть впереди на дороге, ждали нас – настойчивый «Урал» доехал до них и снова предложил подвести. Увидев «измену» на лицах ребят, Юра, всё-таки дал добро (18:45). Постелили тент и загрузились в кузов машины – мне повезло, я ехала в кабине. Стоило проехать всего минуту в теплой кабине, как по ступням потекло тепло – такими теплыми они не были ни разу за все эти дни.
19:15 – приехали. Нас высадили около реки Титовка – до посёлка оттуда минут 15 ходьбы. Всё время за нами следовал ЗИЛ. Он тоже остановился, когда мы выгружались. Из машины вышел военный – такой дородный дядечка и вынес нам буханку свежего хлеба. Как приятен запах свежеиспеченного хлеба! А ещё нам дали пачку сока и ... полканистры солярки, чтобы костёр разжечь. Мы тепло поблагодарили военных и попрощались... Из ЗИЛа, проезжавшего мимо, высунулась рука с конфетами – 5 штук (для девочек =)).
Мы прошли немного назад, стали у водопада на реке Титовка. Юра послал нас за дровами. Когда разожгли костёр (если это можно так назвать – горела только солярка в консервной банке), взошла луна. Выпили за окончание похода... Немного посидели у костра, но как-то холодно было - решили переместиться в большую палатку. Все, кроме Юры – он отправился мыть тент в ледяной воде... После он ушёл к холодному костру, у которого, видимо, так бы и просидел до момента выхода, если бы вся палатка хором не кричала на всю округу - «Юра, когда ты к нам придёшь». В конце концов Юра пришёл, растолкал всех, кого можно было... В общем-то, мы это и заслужили, нужно было тоже нырнуть в Титовку.
1:40 – прозвонил будильник, вышли минут через 30, т.к. долго собираться на таком морозе не доставляло никому особого удовольствия. Наши рюкзаки покрылись инеем. Лизины берцы совсем задеревенели, и Юля отдала ей свои кроссовки (38-го размера, при Лизином 34-м...)
И группа светлячков медленно двинулась в путь. К трём часам дошли до дороги, повернули направо – метрах в 30 от нас уже стоял автобус Никель- Мурманск. Расположились в теплом автобусе, по салону прошёлся пограничник, проверил у нас документы. И вот, едем... Несмотря на то, что веки предательски смыкались, и неимоверно хотелось уснуть, я смотрела в окно и мелькающей черноте ночи пыталась уловить прощальные силуэты этой удивительной северной стороны... Почему всегда так грустно уезжать?
5:05 – приехали в Мурманск. Расположились в зале ожидания вокзала. Несколькими партиями сходили в продуктовый магазин через дорогу. Жизнь явно стала налаживаться! Тут Лиза решила посмотреть на свой билет ... и не смогла его найти... Юля сказала, что вообще как-то можно восстановить билет. И Лиза решительным шагом куда-то отправилась. Некоторое время спустя мы видели, как они уже вместе с Юрой ходили из одного конца зала в другой. Тем временем мы с Юлей решили осуществить операцию «чистые волосы» - захватив шампунь, полотенце и наши нескромные кружки, направились в вокзальный туалет. Когда мы вернулись, Лиза всё ещё «восстанавливала билет». Просто сидеть на вокзале в ожидании поезда было не просто – Юля с Аней решили поехать и посмотреть на «Алёшу». Минут через пять за ними последовал и Юра. Тем временем ко мне подошла Лиза, посетовала на местные бюрократические проволочки, ввиду которых она сможет уехать только вечером, ибо отдел по восстановлению начинает работать только с 10 часов. И во время этого разговора она зачем-то полезла в клапан и с счастливым выражением лица извлекла на свет злополучный билет! А говорила, что всё десять раз пересмотрела :)!
8:30 – объявили посадку на наш поезд, а половины группы ещё нет.
9:05 – поезд тронулся. Группа «Тундра» в полном составе покидает Мурманск.
После в наш вагон подсела группа туристов из ПКТ – они под руководством Никиты Коломейтцева ходили по Хибинам. Весёлый у нас вагон оказался!
На следующий день – Санкт-Петербург, Ладожский вокзал. Нас встретила Маша Слобожан, как и обещала!
Мы вернулись домой, можно перевернуть ещё одну страничку... Это была удивительная история, к которой я возвращалась и буду ещё возвращаться не раз. Спасибо всем, кто сделал это возможным – спасибо нашему неутомимому руководителю, который всей душой предан Северной стороне – это видно, Юра, благодаря этому ты смог нам показать Рыбачий так пристрастно, через призму своей души – и это так здорово! Спасибо всем моим товарищам – которых, по большей части, я видела впервые в жизни – вы мне помогли узнать много нового о себе, о людях, о ценностях, что лелеет отправившийся в путь... Спасибо, мой друг, за ночное тепло и сыр по утрам, когда я совсем ничего не ем, спасибо что ты есть, остаешься в моей жизни... Спасибо, Рыбачий – ты подарим мне бесконечность тундры, безмятежность и отрешенность моря, ускользающую береговую линию, одинокие скалы, пустынную дорогу среди заболоченных низин, стада кочующих оленей; невообразимые краски осени, утопающие в море закаты, незабываемый воздух свободы прекрасного края земли...
И я ещё обязательно туда вернусь...
Одним прекрасным летним днём :).