2006

ТЯНЬ-ШАНЬ, КИРГИЗСКИЙ ХРЕБЕТ, 2006г, 5 к.с.

Руководитель - Сергей Гладилин (Москва, т/к "Вестра")

Участники:

Олег Один (Москва)

Марина Сальникова (Смоленск)

Миша Усачев (Москва)

Андрей Аристов (СПб)

Слава Зайцев (СПб)

Катя Попова (СПб)

МАРШРУТ:

Бишкек - б/о "Теплые ключи" - занос заброски по р. Аламедин - пер. Проценко (1Б) - пер.Иссык-Ата Вост.(1А)+ пер.Аламедин Вост (1А) - р.Аламедин - пер. Москва (3А) - р. Зап. Каракол - пер.Ак-Дувал (2А) - а/л Ала-Арча -пер.Топ-Карагай (2Б) - пер. Корона Ю. (3А) - восхождение на 1-ю Башню Короны (3А) -а/л Ала-Арча - Бишкек

ФОТООТЧЕТ

Рассказ Славы Зайцева

Рассказ Кати Поповой

АЗИАТСКИЕ ХРОНИКИ

Если пятерка – это отдых, то что же тогда каторга?
                                                                                                                                        Почти девиз похода.

04.07.06
                                                                       На ночной? Блин, придется менять, что в этой Москве делать?
                                                                                                                                   Из переписки на форуме.
Занятие нашлось сразу, как только меня осенило, что мы забыли в поезде сумку Аристова.. А в сумке все его железо, кошки, веревка и килограммов пять еды … И вот, стоим мы в центре Ленинградского вокзала у лысой головы и осознаем, что с момента нашего приезда прошел уже час, и никакого поезда на перроне уже, естественно, нет. Я вспоминаю, как Андрей, провожая нас, зашел в вагон, положил сумку в рундук и сказал: «Не забудьте сумку». Разумеется, мы ее забыли… В ужасе мы бросаемся в справочное. Оказывается, поезд отогнали в какую-то тьму-таракань на станцию Сходня. «Это вам минут сорок ехать», - говорит Гладилин и быстро исчезает в недрах московского метрополитена. Делать нечего, едем в Сходню…
Все еще раннее утро. Мы со Славиком стоим где-то в Подмосковье на каком-то запасном пути и стучим в окно поезда. На шум вылезают заспанные проводницы. Просим вернуть наши вещи. Через какое-то время дверь вагона открывается. Две проводницы с трудом волокут нашу «сумочку». Ура! Мы спасены! Я достаю мобильник и пишу смс-ку Гладилину: «Все ок, сумку спасли!», а потом Аристову: «Андрей, мы забыли твою сумку в поезде». Теперь можно и поразвлечься…
А вечером как обычно – встреча на вокзале, взвешиваем полупустые баулы и рюкзаки. От тридцати шести до пятидесяти килограмм - вот что должны показать весы, чтобы выдали необходимую бумажку. У Одина они показывают тридцать пять, он быстро ставит на весы бутылку минералки. Ага, тридцать семь, все нормально. Грузимся в поезд. За минуту до отхода в вагон вбегает Мишка – все ж таки он успел отдать нам свою часть заброски. Пока еще он успевает…

08.07.06.
Ранним утром, а может, поздней ночью, в кромешной тьме мы приезжаем в Бишкек. На перроне к нам подходит какой-то мужчина. Оказывается, Олег должен передать ему от кого-то деньги. Так мы знакомимся с Сергеем. Едем к нему домой и уютно располагаемся на полу в спальниках – досыпаем, всю ночь нас таможенники мучили…
Выспавшись, отправляемся на машине Сергея в Ала-Арчу, отвозить заброску. Потом, пренебрегая советом руководства походить по горкам, акклиматизируемся в интернет-кафе и на базаре. Знакомимся с Бишкеком, пробуем национальную кухню, пьем тан и шоро на проспекте Чуй, заходим в гости к бабушке Глеба. Правда, дома не бабушка, а тетя. Она угощает нас замороженной черешней. Вкусно и жажду утоляет.
Ночью в доме очень жарко, кусаются комары. Славику непрерывно приходят громкие смс-ки. Вид Славика в трусах и с включенным, светящимся в темноте телефоном почему-то невероятно веселит Маришку. Полчаса она непрерывно хохочет, каждая новая смс-ка вызывает новый приступ смеха. Пытаемся все-таки уснуть… Вроде бы удается. Новая смс-ка. Я готова уже выбросить телефон на улицу. Вместе со Славиком. И тут Славик говорит: «Мишка опоздал на самолет». Ну и дела! Засыпаем…

09.07.06.
С утра пораньше прилетают Гладилин и Аристов. А вот Мишка все еще в Москве, но уже днем должен прилететь в Бишкек. Ему еще повезло, что его вчерашний самолет улетал раньше, чем у Сереги, и Мишка успел занять у него денег на сегодняшний. Как все-таки прекрасно иметь друзей, которые вот так просто могут одолжить вам кучу бабок!
Завтракаем, грузимся в машину и едем. От Бишкека до курорта Теплый Ключ, откуда мы стартуем, ехать всего минут сорок.
И вот, наконец-то мы в горах! Светит солнце, журчат ручьи, пасутся кони, где-то внизу в ущелье гремят мутные воды Аламетдина… Поднимаемся чуть выше курорта и ставим лагерь. Серега, Славик, Олег и Маринка отправляются относить вторую заброску, а мы с Андреем остаемся сторожить вещи, готовить ужин и встречать Мишку. Когда все уходят, залезаю в палатку и засыпаю.
В пять часов иду встречать Мишку. Оказывается, вовремя – он как раз выгружается из машины. Машу ему рукой. «Катюха! Как же я рад тебя видеть! » - говорит Мишка. Похоже, ему удалось-таки добраться до гор. Он счастлив, несмотря на постигший его финансовый кризис.
Готовим ужин. Я знакомлюсь с примусом omni и первым делом подпаливаю себе ресницы.
Завтра выходим на маршрут.

11.07.06.
Второй ходовой день. Мы тащимся вверх по морене. Идется тяжело, но все-таки идется, благо, рюкзаки легкие. Погода отличная, светит солнышко.
На очередном подъеме между камней находим странные пакеты. При ближайшем рассмотрении они оказываются какими-то пайками американской армии. Долго гадаем, каким ветром их туда занесло и боремся с соблазном немедленно все сожрать, уверяя себя, что поход еще только начался, мы совсем не голодные, раскладка у нас аж 500 грамм, скоро перекус, да и вообще брать чужое нехорошо. После долгой борьбы забираем один пакет из четырех и раздракониваем на обеде. Там оказываются: замшелая булочка, вполне себе ничего кексик, невкусная шоколадка, какое-то хрючево с курицей, немного арахисовой пасты, соус тобаско и что-то еще. Все это сжираем. Те, кто постарше, вспоминают перестройку и гуманитарную помощь. Ностальгируем.
После обеда идется тяжелее. Подбираемся к 4000-м. У Сереги начинает болеть голова. Он искренне удивляется – как это у остальных никакой горняжки?
Встаем под ледником.

12.07.06.
                                                                                 Мы очень хорошо отдыхаем, но очень сильно устаем…
                                                                                                           Из записной книжки Насти Васильевой.
Наконец-то одеваем кошки и идем по леднику. Ледник пологий, открытый, трещин на нем пока немного. Когда доходим до трещины, забитой снегом, поступает предложение связаться. Связываемся.
Первыми по мосту проходят Олег и Маринка. Все нормально, мост держит. За ними идет Аристов, тоже все хорошо. «Ну, уж если Андрей не провалился, значит, все в порядке», - думаю я, иду и тут же проваливаюсь. Повисаю на рюкзаке, ноги болтаются где-то в пустоте. Пытаюсь опереться на что-нибудь ногой, но от этого мост еще больше рушится. Заглядываю вниз – там какая-то черная бездна. Смотрю вперед - Андрюха лежит на ледорубе. Типа, зарубился. Это внушает надежду, и я начинаю активно выбираться – вбиваю клюв ледоруба в край трещины, и приняв форму морской звезды, выползаю. Все отлично, но только сердце почему-то из груди выпрыгивает. А все-таки вовремя мы связались! Третья связка благополучно переходит в другом месте.
Наш первый перевал – Проценко 1Б. По описанию он имеет две седловины – «повыше и попроще» и «пониже и посложнее». Посмотрев на перевал, единогласно выбираем ту, что повыше. Погода тем временем начинает портиться, налетают тучи, с неба сыпет. Идется очень тяжело, снег глубокий. Все пыхтят, Мишку реально колбасит. Зато Серега сегодня бодр и весел, впрочем, как всегда.
Выходим на седловину. Ее высота по GPS оказывается 4400 вместо обещанных 4100. Сплошной обман! Мишке совсем плохо – одышка и губы синие, он постоянно падает в снег и пыхтит как паровоз. Скармливаю ему диакарб и, на всякий случай, преднизолона таблетку.
Быстро валим вниз и встаем на морене у небольшого озерца.
Внизу горняжка нас догоняет. В ожидании ужина все задумчиво бродят как зомби, пытаясь разложить разбросанные вещи по палаткам, Славик требует компот, но получает только супчик. Мне тоже плохо, любое движение вызывает одышку. Олег смотрит на мою улыбающуюся физиономию и говорит, что на отек легких пока совсем не похоже. Я наполовину заползаю в палатку и так и замираю минут на двадцать. Сердце громко и часто стучит. На предложение залезть в палатку окончательно, отвечаю: «Отстаньте, дайте подышать!»
Весь следующий день лежим, ждем погоду…

15.07.06.
                                                                                                           Нормальные герои всегда идут в обход!
                                                                                                                                         Из к/ф «Айболит-66».
Вчера весь вечер смотрели на карниз, свисающий с перевала Лесгафта 2Б, и сегодня утром опять смотрим. Нет никакого желания лезть на него – слишком много снега за последние два дня выпало. Ждать тоже не можем – потеряли день на подходах и день на отсидку, продукты заканчиваются, чая нет, сахара тоже, пора валить к заброске. Да и в лавину попасть не хочется. Серега принимает окончательное решение – пойдем в обход через две 1А.
Первая единичка А, название которой не запомнилось, оказалась весьма своеобразной – не меньше километра закрытого ледника на подходах и берг на подъеме. Вторая больше похожа на 1А, но тоже почему-то с закрытым ледником. При подъеме на нее меня опять одолевает горняжка – ползу еле-еле.
Спускаемся в долину. По пути пробегаем цепочку из четырех голубых озер и висячих долин. Крутой серпантин приводит на поляну на берегу Аламетдина. Тепло, пасутся кони, цветет чабрец, даже не верится, что еще днем в снегу кувыркались…

16.07.06.
Утром ходили за заброской, вечером нам уже надо быть под перевалом. Вроде бы не так уж и много надо пройти – всего-то шесть километров, но зато и набор высоты почти километр. Идем. Впереди встает белоснежная стена, где-то там наш перевал.
Вопреки ожиданиям и вновь потяжелевшим рюкзакам, довольно быстро набираем высоту и приближаемся к цели. На последней травке встаем на обед. Еще через два перехода связываемся и выходим на ледник. Он закрытый и весь изрезан трещинами. Те, что побольше, видны, и мы обходим их, заглядывая вглубь ледника. В те, что поменьше, проваливаемся, кто по колено, а кто и по развилку.
Снизу дует ветер, который временами приносит мутные облака, красиво кружащиеся над долиной. Временами видимость совсем пропадает, потом проясняется. Ледник довольно крутой, в центре его огромный нунатак нависает над долиной. Ищем место для ночевки. Оно находится как раз на нунатаке – там есть площадки, и дует несильно.
Мне выпадает дежурить. Все расползаются по палаткам, а я надеваю пуховку и колдую над примусами. Настроение ужасное. Снег топится долго, котлы пригорают, холод собачий. Жуть!

17.07.06.
Встаем затемно, готовлю завтрак. Рассветает. Погода отличная, небо ясное, ветра нет. Сегодня нам идти на первую тройку А, перевал Москва.
Смотрим на наш перевал, отсюда его хорошо видно. Он представляет собой небольшое понижение в хребте, прямо под ним вертикальная стена, разорванная бергами. К счастью, нам туда не надо. Перевал сей с этой стороны настолько «логичен», что берется с соседней вершины, а она выглядит не такой уж страшной.
Ползем вверх, проваливаемся в трещины, крутим буры, рушим снежные мосты. Время течет незаметно – вот мы уже обедаем на вершине, вот снимаем записку на перевале, (а она от 80-какого-то года! вот ведь, мы здесь вторые после первопрохождения!), вот уже вешаем веревки на камнеопасном кулуаре. Крючья, закладки, петли, снова крючья…«Перила свободны! - Понял!» Где-то внизу видна зеленая травка, она зовет и манит, но как же до нее далеко!
Спускаемся на морену уже в сумерках. Бредем с фонариками по живым камням. Камни выскальзывают из-под ног, ноги подворачиваются. Совсем темно… Встаем на первом попавшемся ровном месте рядом с какой-то лужей. Все уставшие, но довольные. Спим.

18.07.06.
Солнце уже высоко. После долгих уговоров руководителя, мы все-таки выходим. Путь наш идет по широкой зеленой долине. Бежим по отличной дороге вниз по течению, нас обгоняют мутные волны Западного Каракола. Наконец-то мы попали в лето! За последние дни все соскучились по теплу и солнышку.
Встаем обедать у чистого ручья. Он не ледниковый, поэтому не очень холодный. Все ж таки сегодня народ настроен на полудневку! Решаем пообедать поосновательнее – завхоз, т.е. я, выдает супчики, а пока они варятся, все занимаются, кто чем – Славик моет в ручье голову, Андрей, как обычно, загорает, а Маруся с Мишкой устраивают парикмахерский салон. Взяв маникюрные ножницы, Маринка тщательно выстригает Мишкины виски. Получается весьма достойно. Все по очереди смотрятся в Андрюхино зеркало. Я тоже смотрю на свою опухшую физиономию и обдираю кожу с обожженного носа.
Снова несемся вниз по дороге. Идется очень легко – еще бы, сбросили километра два! Правда, очень быстро стираются ноги. Мы сворачиваем с основной долины на впадающую в Каракол Баш-Ала-Арчу и через переход встаем в красивом месте прямо на дороге у маленького «бассейна» с родничком.

19.07.06.
Утро начинается с ловли мышки, забежавшей в палатку. Эх, не думал, бедный мышонок, какую глупость он совершает, залезая туда. Всей толпой бросились его ловить. В конце концов, напугали настолько, что он мог только сидеть на месте, позируя перед фотокамерами. (Эх, нет на нас Гринписа!) После того, как мышонок был сфотографирован и так, и этак в режиме макросъемки, мне пришлось спасать его от моих кровожадных друзей, ловить кепкой и выдворять в травку.
Потом был брод. Это был первый брод за поход, да и единственный, поэтому подходим к нему мегасерьезно и переходим как большие, стенкой.
Дорога кончается, и мы нападаем на следы машины, недавно проехавшей по траве. Долго идем по ним, недоумевая, куда же она ехала и зачем. А вот и машина – это УАЗик, он стоит на зеленой поляне, рядом с ним огромная палатка. На земле лежат рога горного козла. И никаких признаков жизни, только у входа в палатку две пары обуви – мужские ботинки и женские босоножки. Решаем не нарушать покой хозяев УАЗа и молча уходим выше.
Поднимаемся по морене. Андрей находит камень с золотыми вкраплениями и, хотя всем понятно, что это не золото, все-таки долго стучит по нему ледорубом и, в конце концов отбивает себе кусочек «для опытов».
На небе собираются тучи. Славик убегает вперед и находит хорошие места под палатки.

20.07.06.
                                                                                                                              Горшки с медом зовут меня!
                                                                                                                                                           Винни-Пух.
Перевал Ак-Дувал 2А, очень красивый, но занудный. На спуске Маришка изобретает способ преодоления берга: съезжая на пузе по мосту. Следую ее примеру. Вскоре все уже на леднике и спешат вниз, в альплагерь.
Ледник приближается к долине Ала-Арчи и грозит оборваться бараньими лбами. И тут опять нас спасает Маришка – она замечает на боковой морене наверху маленький домик. Мысль, ее посетившая, поистине гениальна – если есть домик, значит, есть и тропинка к нему! Забираемся на морену и обследуем заброшенную метеостанцию. Беру себе на память «Полевую книжку снегомерной съемки по аэродистанционным рейкам и лавинным работам». Их там много валяется.
И тут мы тупим, а точнее, просто видим слишком близко траву и, поленившись искать тропинку, ломим вниз по живым камням. Впрочем, двое умных и терпеливых все же находятся – Серега и Славик находят тропу и поджидают нас внизу. На вопрос «Ну, и какого черта вы туда поперлись?» никто не может дать вразумительного ответа. Подхватываем рюкзаки и валим вниз. Вскоре тропа теряется, снова находится, потом наконец-то выходит на дорогу, ведущую к лагерю.
Я бегу вниз по дороге вслед за Мишкой. Мы давно уже оставили всех позади, но Мишка все равно ускоряется. Не понимаю, куда он так несется, но не отстаю. Вдруг Мишка спрашивает : «А пиво в альплагере продается?» Ага, теперь все понятно!
Пиво продается. А еще продается мороженое, самса, плов, лагман, шорпо и прочие деликатесы. Мы с Мишкой едим мороженое, запивая пивом, и поджидаем наших друзей, от которых умудрились оторваться минут на тридцать.

21.07.06.
                                                                                                          О, это сладкое слово Дневка!...ШАРМАН!
                                                                                                                                            Из рассказа Славика.
Отоспавшись на мягких широких постелях, мы неспешно выползаем к завтраку. Опять шорпо, самсы, лепешки… Солнце светит, небо голубое, передвигаться лень… По мохнатым елкам порхают пестрые птички… Я нехотя перемещаюсь на веранду и развешиваю сушиться всякие шмотки-веревки-ботинки.
И тут покой нарушает кто-то из ребят, ушедших погулять по альплагерю. Обнаружен магазин TheNordFace! А в нем дешевые гортексовые куртки! И скидка 20%! И подарки тому, кто купит курток на 100 баксов!
Наверное, это все еще горняжка. А чем еще объяснить то, что мы купили никак не меньше пятнадцати курток? Что завалили куртками весь магазин и рылись в них не меньше полутора часов? Куртки, правда, оказались, конечно, китайскими, что и не удивительно. Но, в целом соотношение цена-качество было неплохим. Продавец был от нас в восторге. Мы сделали ему месячную выручку.
А потом мы опять ели, и опять спали, и пили коньяк, и ели шоколадки с колбасой. А на следующий день шли чуть живые, обожравшиеся, с тяжеленными рюкзаками, что не помешало, однако, набрать полтора километра высоты. И после этого совершенно без сил встать на с трудом найденных стоянках.

24.07.06.
Поднимаемся на перевал Топ-Карагай. Уже конец похода, а идется все также тяжело. Вроде, и акклимуха уже есть, значит, просто физухи не хватает. Эх, надо было в городе тренироваться, да что уж теперь…Остальные, впрочем, тоже огурчиками не выглядят.
На спуске кручу свою первую проушину, как-то раньше в этом походе не приходилось. Немного промахиваюсь с дырками, поэтому неимоверно копаюсь. Наконец-то удается просунуть кусок репчика, и я спускаюсь на ледник.
Ледник закрытый, снег глубокий. Окапываемся… 4400, а мне опять дежурить! Славик роет для меня кухню. Холодно. Соседняя палатка решает построить стенку вокруг палатки. Мы обходимся без нее.
Миша хочет позвонить брату и дать инструкции для разговоров с начальством – он взял отпуск на две недели, а уехал на три. Связь плохая – хребет загораживает турайевский спутник. Мишка надевает обвязку, и Серега выпускает его по леднику позвонить.
Погода все время меняется – то сыпет снего-дождь, то тучи разлетаются, и светит солнце.
Готовлю обед, а потом и ужин. У нас опять полудневка, потому что стоим как раз под перевалом.

25.07.06.
                                                                                                                                              Что, опять вверх???
                                                                                                                                 Аня первый раз в Хибинах.
Опять вверх, опять перевал… Корона Южная, 3А. Ловлю себя на мысли, что больше не хочу подниматься. Не пойду завтра на вершину…
А подъем-то на перевал совсем не сложный. Наверху мы с Андреем идем впереди. Я поднимаюсь первая и понимаю, что собственно седловины-то и нет. Сразу за подъемом спуск начинается. И какой спуск! Местами градусов 70! И лед!
Первую веревку вешаем на ледорубах, остальные на бурах, сдергиваем через проушины. Долблю лед скальным молотком, ледяные осколки весело сыпятся на головы моих товарищей. Очень скоро понимаем, что меня с молотком надо запускать в первых рядах – меньше жертв будет.
Преодолеваем берг, дальше идем в связках. Спускаемся в цирк. Сзади остается очень красивый перевал Космонавт, на его седловине жандарм в виде ракеты. Слева по курсу – перевал с оптимистичным названием Провал Свободной Кореи, тройка Б. Мишка облизывается, весь поход жаловался, что ему стенок не хватает.
По мокрому раскисшему леднику выходим на Коронские стоянки. Опять полудневка. Как же я люблю горы – утром готовила завтрак в сугробе на морозе, зуб на зуб не попадал, а к обеду уже загораем и балдеем на солнышке! Это же так здорово, когда времена года меняются по нескольку раз за сутки!
Говорю Сереге, что не пойду на вершину. Все меня уговаривают, но недолго.

26.07.06.
Утро. Все уходят на восхождение, а я остаюсь в лагере слушать рацию и готовить суп. Залезаю в спальник, втыкаю в уши МП3-плейер и наслаждаюсь одиночеством. Мишка оставил книжку, невероятно дурацкую, но другой-то нет. Называется «Автостопом по галактике». Более глупой книжки я, пожалуй, не читала. Но какое же это все-таки наслаждение – лежать в палатке, глядеть на горы и слушать музыку! Иногда сквозь ветер в рацию доносится : «Перила готовы!» и снова тишина.
К обеду ребята возвращаются. Едим и выходим. Сегодня мы уже будем в альплагере.
Ледник обрывается красивым ледопадом. Мы обходим его сбоку по тропе. Дальше все уже по тропе. Встречаются толпы альпинистов, на стоянках Рацека десятки палаток. А мы бежим вниз, к шорпо, самсам и гортексовым курткам.
Тропа крутая и вся посыпана мелкими «шарикоподшипниками». Скользко, несколько раз падаю. Болят колени. Удивительная особенность организма – почему-то все начинает болеть в самый последний день на последних переходах. Ведь выходили бы не сегодня, а завтра, так и заболело бы завтра. А еще более удивительно, что внизу все сразу проходит. И это здорово!
На подходах к лагерю кыргызы празднуют свадьбу. Подвыпивший товарищ спрашивает, откуда я спустилась и с уважением смотрит на каску и ледоруб. Я апатично прохожу мимо. Ноги не идут, голова не соображает. Поход закончился.
А сбросив рюкзаки, мы ожили. Ужин в кафе, болтовня c французами на смеси английского, французского и русского, баня, в которой быстро кончается горячая вода, встреча с группой Алены. Радостные обгоревшие лица.

27.07.06.
Ждем машину в Бишкек.
Зашла в TheNordFace купить чистую футболку. Вышла с пуховой жилеткой и штанами-самосбросами.