2006

ТЕРСКЕЙ АЛА-ТАУ, 2006г, 1 к.с.

Руководитель - Катя Попова

Гена Пилипенко

Антон Розенберг

МАРШРУТ:

Г. Каракол – р.Каракол – р.Кашка-Су – н/к перевал – р.Чавлан-Тор – р.Арашан – р.Кель-Дыке – пер.Ала-Кель (1А) – оз.Ала-Кель – пер.Панорамный (1А) – пик 30-лет ВЛКСМ (1Б альп., радиально) – р.Онтор – лед.Онтор (радиально) – р.Телеты Вост. – пер.Телеты (1А) – р.Телеты Зап. – р.Джеты-Огуз – р.Асан-Тикум – пер.Арча-Тор (1А) – р.Арча-Тор – р.Чон-Кызыл-Суу – пос.Покровка

Фотоотчет Кати Поповой
Рассказ Даши Губаревой

БОДРАЯ ТЯНЬ-ШАНЬСКАЯ ЕДИНИЧКА

Это была героическая единичка с замахом на тройку, а то и на пятерку. Нас ждали 12 дней пути, пять перевалов, одна вершина, радиалка на ледник, рюкзаки, килограммов по 27 со всем необходимым, чтобы выглядеть сурово и брутально, как настоящие альпинисты, и бодрая Катина присказка: «Соберись тряпка! Ты же в единичке».

Мы въехали в горы на крутом грохочущем ЗИЛЕ, который, на скорости, наверное, километров сто в час вихлял между обочинами южной иссык-кульской дороги, распугивая местных жителей и разморенную жарой скотину. Внутри так трясло, что уснувшая на заднем сидении Аня потом еще несколько дней ходила со здоровенной шишкой на голове, а наши сваленные в один огромный курган рюкзаки приходилось держать руками и ногами, чтобы они не обвалились и не погребли под собой тех, кто неосмотрительно сел на передние сидения. По пути успели заправиться арбузами, поурчать над местными лагманами и прочими шорпо и даже искупаться в вечно голубом Иссык-Куле, чтобы было потом над чем блаженно улыбнуться в суровые походные будни.

Уже в первый день пути ситуация начала выходить из-под контроля. Нашей боевой командирше, всего неделю назад вернувшейся из пятерки по Киргизскому хребту, стало нехорошо. Видно, что-то в Катином организме восстало против местной кухни, так что она стала все чаще уединяться в елках, а к вечеру и вовсе слегла с высокой температурой. Вместе с Катей захмурело небо и зарядил дождь. Он шел весь вечер, убаюкивал нас ночью и не давал вылезать на улицу большую часть следующего дня.

Мы сидели в палатках дудели на дудочках, читали киргизские сказки и были готовы ко всему. К счастью, за время этого вынужденного простоя успели подействовать лекарства, и часа в четыре, Катя, с похудевшим лицом, но уже вновь энергичным взглядом скомандовала выступать. Так что, к концу нашего второго дня мы уже фотографировались на нашем первом перевале. Он был некатегорийный, и на фоне оставшегося у нас за спиной пика Пржевальского с его мощным ледником казался просто детской горкой рядом с небоскребом. Но с него был виден Иссык-Куль и, как водится, над древним озером было безупречно синее небо.

Когда мы спускались, у Гены разыгралась горняжка. Вообще-то горной болезни с некоторой долей нездорового любопытства ждали все. Нам столько рассказывали про эту болезнь в подвале, что мы каждый день с надеждой искали в себе ее симптомы, чтобы ощутить всю крутость нашего похода. Но настоящая, классическая горняжка посетила лишь Гену. Остальные на той высоте, где мы ходили, оказались к ней, увы, невосприимчивы.

Зато мы могли почувствовать себя более чем крутыми на спуске с нашего н/к перевала. Без сомнения, это был один из самых героических куплетов нашей песни. Почти три часа мы шли по офигительно красивой долине, среди цветов и высоких душистых трав, с видом на встававшую перед нами синюю от стройных высоких елей гору и на все падежи склоняли про себя слова на буквуы г, з и ж. Потому что спускаться вниз по заросшему травой скользкому от дождя склону, попадая ногами в сусликовые норы или покрываясь волдырями проходя сквозь заросли крапивы высотой в человеческий рост, было сущим наказанием. Спустившись, мы единогласно приняли решение присвоить спуску категорию 3Ж, а Катя попросила записать в отчете, что «перевал для прохождение не рекомендуется».

Но уже вечером того же дня мы с чувством собственного превосходства прошли мимо замечательного курортного местечка Алтын-Арашан, где туристы могут снять комнатку или юрту, и, оставляя лишние вещи в приюте, ходить с небольшими рюкзаками в радиалки или даже нанимать лошадей или джип, избегая всяких гнусных перевалов и тяжеленных грузов за спиной.

Мы по-спартански зажевали возле приюта черствую буханку белого хлеба (свежей в местном магазинчике не оказалось), запили ее соком с колой и пошли ставить свой лагерь в стороне от этого «неспортивного» заведения.

Через день мы взяли свой первый категорийный перевал Ала-Кель (1А), подход к которому оказался значительно проще и приятнее спуска с нашей первой н/кашки. Мы поднимались по широкой зеленой долине, в которой паслись тонконогие лошади, а от множества стекавших с горных вершин ручьев стоял гул, почти как от самолета, и в небе, кажется, совсем не двигая крыльями, парили орлы.

Сам перевал занял у нас ровно час,в течение которого мы технично траверсили склон, периодически позируя Кате, которая умудрялась по пути нас фотографировать. В своих касках, с ледорубами в руках и фонариками на ногах, мы должны были смотреться супергероями, не то, что поднимавшаяся чуть левее от нас парочка иностранцев. Те шли в бриджах и панамках, без ледорубов и с маленькими рюкзачками.

Поднявшись,мы долго разглядывали глядевшее на нас снизу большим зеленым глазом озеро Ала-Кель. Зажатое в плотном кольце скалистых гор, и действительно такое зеленое, как на картинках в интернете, оно выглядело очень эффектно.

На следующий день подвиги продолжились. Мы легко взяли перевал Панорамный,и с него поднялись на пик 30-летия ВЛКСМ. Карабкаться по неверным, осыпающимся камням было немного страшновато, но когда мы добрались до самой высокой точки и увидели, каким маленьким кажется сверху Иссык-Куль, то сразу почувствовали себя ужасно крутыми и большими и радостно тараторили в трубку мамам, а потом и Стасу, как здорово сверху виден весь наш маршрут, и как здесь вообще здорово и красиво!

Когда валили вниз, энтузиазму у нас поубавилось. Спуск был долгим и утомительным. Сперва по сыпухе, потом по длиннющему травянистому склону на подгибающихся от усталости коленях. Гена с Антоном даже решили не нести рюкзаки на себе, а тащить за собой, зацепив их ледорубами. Под наше дружное «Ах» рюкзак Антона в один прекрасный момент сорвался и стремительно полетел вниз к реке. Забыв страх и усталость, Тоха бросился догонять свои вещи, а мы тем временем вспоминали, чего из общественного снаряжения не досчитаемся. Но, к счастью, наскочив на какую-то кочку, рюкзак, в конце концов, сам остановился, и то, чего мы опасались, не произошло. Причем мы все так притомились к тому времени, что ни у кого не было сил обсуждать происшествие.

Тем приятнее было на следующий день идти в радиалку на осмотр ледника Онтор практически налегке. Мы спрятали вещи внизу, и взяли с собой только самое необходимое. Но без приключений не обошлось и на этот раз. Во-первых, когда до ледника оставалось чуть больше километра, мы чуть было не повернули назад, поскольку на пути у нас оказалось стадо молодых бычков, которые смотрели на нас с подозрительным интересом. Пришлось вспомнить один из наших девизов «г-главное, не б-бояться» и кое-как, краем морены, обходить неожиданное препятствие. Вторая неожиданность оказалась гораздо приятнее. Когда мы подошли к леднику, навстречу нам спускалась группа Славы, которым мы ужасно обрадовались. К сожалению, на осмотр ледника времени у нас в итоге оказалось очень не много, но мы все-таки успели сделать несколько снимков на скользком льду и попробовать на вкус пресную, талую ледниковую воду.

На другой день мы играючи взяли перевал Телетыс его марсианским безжизненным пейзажем, а еще через день - Арча-Тор. Сам перевал был совсем несложным, но чтобы подойти к нему, пришлось вставать в пять утра и форсировать реку. Мы выстроились в две цепочки, и крепко прижимаясь друг к другу, пошли бороться с течением. Вода была ледяная, и на улице –1, так что ноги просто резало от холода. Но зато впереди нас ждала еще одна курортная полудневка под Арча-Тором,где мы загорали на больших прогретых солнцем камнях, и даже танцевали сертаки под Генину дудочку. А после перевала, в заключение похода, нас ожидало купание в горячей сероводородной ванне на реке Джилы-Су.И хотя вода в ванне воняет тухлыми яйцами, она так приятно расслабляет, что после нее чувствуешь себя, как из настоящей бани.

Закончился наш маршрут в Покровке, где мы встретились с друзьями из тройки и долго и шумно ужинали в том же кафе, где ели накануне начала нашего похода. А когда свечерело, поймали микроавтобус, затарились арбузами и вином с жутко романтическими названиями и абсолютно отвратительным вкусом и поехали на дикий пляж. Перед нашим микроавтобусом «Мерседес», как прежде перед ЗИЛОМ, разбегались люди и разная живность, а над Иссык-Кулем медленно садилось солнце. Поход окончен. Впереди два дня на пустынном побережье, где мы будем вспоминать нашу героическую единичку и взахлеб рассказывать участникам тройки, как здорово мы погуляли и какие же мы молодцы!

P.S. Под конец несколько слов о возвращении, которое, по правде сказать, достойно отдельной песни. С пляжа мы решили группами добираться автостопом до Баконбаево, а оттуда на маршрутке до Бишкека. Тут нашей палатке (Аня, Антон и я) сказочно повезло. Первый же остановившийся водитель согласился довезти нас на своем мерсе не только до Баконбаево, но и до Бишкека, не взяв с нас за это ни сома. Причем всю дорогу, пока мы на скорости 170 км/час гнали в столицу, он рассказывал нам о своей стране, а напоследок еще и бесплатно накормил в ресторане и попросил официантов завернуть с собой то, что мы не смогли съесть. На прощание он написал на бумажке свое имя и номера телефонов, чтобы мы всегда могли к нему обратиться. Звали его Кадыбек. Спасибо ему!

Участники нашей бодрой единички: Катя Попова (успешно дебютировала в роли командира; придумала наши замечательные девизы; мужественно терпела молочные каши по утрам, хотя и не разделяла пристрастия своей бодрой единички к этому блюду), Аня Костина (периодически встряхивала всю компанию своей ураганной энергией и заразительным смехом, и практически всегда шла в голове группы, среди тех, кто задавал темп), Тоня Арефина (автор нашей замечательной, действительно очень вкусной и разнообразной раскладки; периодически напевала нам песенки, не давая участникам киснуть и скучать), Саша Лобанов (заместитель командира; наша типография, наш ремонтник, наш оператор мобильной связи, а также специалист по обмену мясных продуктов на сладкие и наоборот), Антон Розенберг (главный рационализатор, автор метода спуска рюкзака по склону, при котором рюкзак тащится за собой по земле с помощью продетого в петлю рюкзака ледоруба), Гена Пилипенко (человек-оркестр, он же арамеец, он же средневековый рыцарь) и я Даша Губарева (летописец).