2009

"Кандец подкрался незаметно"

Непутёвые заметки лыжного похода 1 к.с.
Кольский полуостров, Келесуайв-тундры, февраль 2009 года.

Маршрут

Мост через р.Канда на шоссе Кандалакша-Алакуртти - г.Канда - траверс г.Кайточка - р.Канда - траверс п.Заозерный - траверс г.Длинная - траверс г.Касси - траверс г.Самолётная - траверс г.Жильная - траверс г.Малый Пик - пос. Риколатва - пос. Ёнский.

(кликабельно, 1.8 Мб)

Громов Андрей

Уткина Даша

30.01 - пятница

Из Питера выехали с опозданием на 30 минут. Рома, забывший дома паспорт, сделал ангельское лицо, и его пустили просто так, благо, проводница оказалась адекватной. В поезде невыносимо жарко: если верить термометру, +28 градусов. Мурманские поезда вообще отличаются своей "горячестью".
С вечера занимались делёжкой общественной снаряги. Путём сложнейших математических расчетов поделили: по 5 кг на одного мужика и по 2,2 кг на одну девушку. Мне достались ремнабор (со всеми сопутствующими обязанностями ремонтника) и гитара.
Многие боковушки были заняты то ли десантниками, то ли какими другими вояками. Один из них посреди ночи надумал вдруг совершить прыжок без парашюта с верхней полки, но был заботливо подхвачен Мишей и мной на подлёте к полу и отправлен обратно. Ребятам, ехавшим в первом купе, повезло меньше: их терроризировали почти до утра.

31.01 - суббота - день 0

В Кандалакшу мы прибыли по расписанию, в 14:40. Пасмурно и довольно тепло: около 7 градусов ниже нуля.
Не успели выгрузиться из поезда, как нами уже заинтересовалась доблестная милиция. Товарищ в форме осведомился, кто мы, откуда, куда держим путь и с какой, значит, целью. Из Питера, говорим, туристы. Сейчас - на автобусе в сторону Алакуртти, до моста через Канду, оттуда - на север, в Ёнский. Видимо, удовлетворенный таким ответом, товарищ милиционер ушел. Но радоваться было рано. Спустя пару минут он вернулся в компании сотрудника в штатском. Тот уже проверил документы у руководителя, изучил маршрутку, записал в книжечку наши дальнейшие планы и отпустил с миром. Собственно, Миша предупреждал нас о таком внимании к туристам со стороны местных органов правопорядка, поэтому мы особенно не удивились.
До автобуса оставалось около получаса, и Юра предложил скоротать время и прогуляться до Белого моря. Несколько участников поддержали идею, однако до моря мы так и не дошли: не успели, и ограничились лишь взглядом издалека.
В половине четвёртого, как и было запланировано, приехал наш ПАЗик. Мы благополучно загрузились в него и поехали в направлении точки старта. Минут через 15, когда мы свернули с мурманской трассы на алакурттинское шоссе, по обе стороны от дороги потянулись первые пупыри Келесуайв-тундр, а ещё через четверть часа наш водитель остановил автобус у моста через реку Канда.
Надели лыжи. "Ну, что, смертнички, покувыркаемся?!", - процитировал Кандида Миша. Понеслась!
За первый переход, как и планировалось, прошли около 3,5 километров, практически вдоль шоссе. После некоторых поисков места для ночёвки встали на краю болота в километре севернее дороги. Снега не очень много, он рыхлый, не слежавшийся. Ребята, шедшие на пластике, отставали из-за сильной отдачи.
Поставили шатёр, Андрей с Дашей накормили нас ужином, и все пошли спать. Назначили дежурство у печки по 50 минут. Печка знатная, поэтому спать было жарко.
Завтра идём на гору Канда.

01.02 - воскресенье - день 1

Утром ясно, морозец около семи градусов.
Вышли из лагеря в направлении горы Канда. Я иду в хвосте и с рацией. На пластике идти практически невозможно. Ребята подвязывают репшнур под колодку. Вначале попытались траверсировать какой-то пупырь, пробираясь через заросли извилистой берёзы. Когда тропящие намучились вдоволь, мы свалились обратно вниз и продолжили путь по болотам. После небольшого перекура и ожидания отставших товарищей снова идём вверх с целью перевалить через небольшой хребет. Рома страдает от отдачи. Лыжи у него длиной 2 метра, а хвалёная насечка совсем не работает. Я философски спокойно тянусь за ним. Миша периодически стучится, интересуется, как у нас дела.
В итоге, когда мы с ним догнали-таки остальных, группа уже сидела под спуском и вовсю делила перекус.
Вечерело, и стало понятно, что гора Канда нам сегодня уже не светит...
Перекусив, мы с новыми силами двинулись вверх по новому склону, чтобы до наступления темноты максимально приблизиться к границе зоны леса.
Лагерем встали на пригорке, на краю болота.
Пока Юра и Ира В. готовили ужин, Миша проводил с Ромой воспитательную беседу. После трапезы было принято решение укоротить чудесные новенькие двухметровые Marpetti до 180 см. Сказано - сделано, хотя при перестановке креплений возникли некоторые трудности.
Марина и Иринка, тем временем, горланили что-то под гитару.
Ночью было решено не топить печку, потому что потеплело до -3 градусов.
Судя по карте, прошли сегодня около 3,5 километров. Дойдём ли завтра до Канды?..

02.02 - понедельник - день 2

Утром снова ясно. Со стоянки вышли где-то в 10 часов. Вчера мы героически поднялись почти до самой границы зоны леса, и теперь от заветной горы нас отделял только “кустинг” и ещё один небольшой взлёт по ельнику, которые мы прошли за три перехода.
Рома сегодня идёт бодро, а вот Даша, которая тоже, к несчастью своему, на пластиковых лыжах, отстаёт. Андрей идёт с ней в качестве моральной поддержки. И я с ними: замыкающим и третьим-лишним заодно.
Группа ждёт нас на самой границе зоны леса, там, где пушистый и мягкий снег превращается в жесткий и недружелюбный фирн, а порывы ветра так и норовят сбить с ног.
Все облачились в балаклавы, отчего стали походить то ли на ниндзя, то ли на шахидов-смертников.
Гору Канду мы прошли траверсом, потому что было не разобрать, где у неё вершина.
Обедать спустились в седловину безымянного перевала. Народ, было, обрадовался, что теперь пойдём вниз, но оказалось, что впереди нас ждёт ещё один подъём по фирну.
Однако труды наши были щедро вознаграждены уже вечером, когда мы попали в долину заколдованных елей. Зрелище потрясающее, надо сказать! А заходящее солнце добавило волшебства этому поистине зимнему пейзажу.
Спустились с плато и встали на стоянку. За ужином выпили абсента за боевое крещение новичков, впервые побывавших выше ГЗЛ. А потом хриплыми голосами пели песни.
Минус на улице был небольшой, и печку решили топить только с вечера, дабы заснуть в тепле, а потом уже обогреваться своими и двух соседей по шатру силами.
Наш штатный “дохтур” Ира намазала Даше спину согревающей мазью, не подозревая ещё, к чему это всё приведёт.

03.02 - вторник - день 3

Под утро проснулся от того, что спальник стал мокрым и противно-холодным. Как оказалось, ночью пошел снег, который, ложась на тёплую крышу нашего шатра, активно таял, и с потолка на нас капала вода.
Так как дежурить всё равно предстояло мне, я взял спасение остальных на себя. Сначала счистил еловой лапой снежно-ледяную корку с крыши, потом растопил печку. Оставив проснувшуюся Марину следить за огнём и разбудив напарника Колю, отправился готовить завтрак. Пока мы с Колей упражнялись в кулинарном искусстве, народ в шатре активно сушил промокшие шмотки. В итоге, сборы затянулись, и со стоянки мы вышли только к 11 часам. Облачность низкая, идёт небольшой снег. Целью нашей значилось достижение к вечеру долины реки Канды. Заботливый Саша взялся за лечение больных участников и дал нам с Иринкой какой-то чудодейственный сироп от кашля.
А Даша идёт еле-еле, но не от отдачи, а благодаря “волшебной” мази. Вы когда-нибудь мазали вспотевшую спину согревающей мазью? Тогда вы понимаете, что она чувствовала. Пришлось эту мазь в спешном порядке смывать снегом и другими подручными средствами.
Прошли какой-то низенький, с невыраженной седловиной перевал. После спуска с перевала миновали ещё какое-то небольшое болото и остановились на обед.
Вскоре после перекуса впереди показалось нечто напоминающее каньон. Вот же он, знаменитый каньон реки Канды! Нет, ещё не он, но похоже, что мы уже почти у цели. Поупражнявшись в управляемом спуске, скатились вниз. По каньону протекает безымянный ручей, местами замёрзший, но то и дело встречаются участки открытой воды.
Что же делать? Идём по нему. Ручей петляет по дну каньона, жмётся то к правому, то к левому отвесному склону. Приходится постоянно пересекать его по снежным мостам, которые так и норовят проломиться. Экстрим, однако! Этому ручью мы вечером дали имя "Кандец". В итоге, к наступлению сумерек мы так и не вышли из этого каньона, поэтому было принято решение лезть наверх и вставать лагерем, а путь к Канде продолжить завтра.
Наблюдали потрясающее гало (отражение лучей света от ледяных кристалликов в верхних слоях атмосферы). Андрюха фотографировал, а у меня без штатива ничего не получилось.
За день прошли около 13 км. Похоже, группа наконец-то набрала походный темп.
Ужинали в шатре и отбились почти сразу после еды.

04.02 - среда - день 4

Несмотря на поздний отбой, подъём дежурных состоялся в 6:30. Со стоянки вышли в 10 часов: опять долго провозились. Небо по-прежнему затянуто облаками, снег идёт некрупными хлопьями.
Найдя более или менее пологое место, снова спустились к “Кандецу”. “Каньонинг” продолжается, господа! Даша снова отстаёт, но потом они с Андреем нас догоняют. В одном месте ручей разливается, лёд очень тонкий. Мы с Юрой, задержавшись, догоняли остальных, и, обходя воду, Юра провалился по колено. К счастью, он успел схватиться за прибрежные кусты, так что всё закончилось благополучно. Для перекуса выбрали какой-то одинокий островок, потому как толпиться на тонком льду было стрёмно.
Тем временем, каньон начал сходить на нет, берега выполаживались, а значит, заветная река была уже недалеко. В районе слияния - много бобровых следов: вероятно, где-то рядом и плотина. Часам к 16 мы вышли на берег Канды, пересекли её и снова пошли вверх.
Поднималась и облачность, заметно холодало. К тому моменту, когда мы встали на стоянку на краю очередного болота, наш командирский термометр показывал уже -20 градусов. Ну, что же, не беда! Будем топить посильнее - авось, не замёрзнем! За день преодолели около 13 км, за что и выпили перед отбоем.
Пока все ужинали, Андрюха взял фотоаппарат и отправился куда-то. Не было его почти час. Рация не отвечала. Потом вернулся. Оказалось, сфотографировал северное сияние. Миша выказал ему своё недовольство.

05.02 - четверг - день 5

Утром в шатре свежо. Приходит дежурная Наташа и сообщает, что они с трудом вскипятили воду. Юра вылез, измерил температуру. Так и есть: -34 градуса. Мда, этого следовало ожидать. Зато - солнечно и потрясающе красиво!
Собрались довольно быстро - тут особо не поленишься - холодно, однако. Пены отказывались скручиваться: приходилось греть их над огнём. Пластик ломался, не выдерживая мороза. Юра пытался отогреть над костром лыжу и доигрался: она тоже треснула.
Оставив ему в помощь ремнабор и Сашу, мы двинулись в путь без них. Шли какое-то время, а потом ждали отставших. Рация замёрзла, связи не было. Чтобы не околеть, танцевали на привалах всякие разные танцы. Плюс - от холода спасала тропёжка. В отсутствие Юры тропили все по чуть-чуть.
Сказать по правде, повезло нам: недалеко от лагеря мы наткнулись на старую лесовозную дорогу, которая вела, вроде как, в нужном нам направлении. Вскоре нас догнали Юра с Сашей. Прошли ещё немного по дороге, а потом встали на обед в горелом лесу на пригорке. Дров было навалом, выкопали яму и разожгли костёр. Тем временем заметно потеплело, градусов на 10. Через полтора часа двинулись дальше. В планах у нас было обогнуть ближайший пупырь и встать на ночёвку. Шли почти всё время по дороге, хотя под конец пришлось потропить по кустам и глубокому снегу. Куда же мы без “кустинга”-то?! С пупыря видна старая вышка ретранслятора в Риколатве. Вон он, наш финиш, уже в зоне видимости! Все звонят домой, сообщают, что живы-здоровы.
Встали на ночёвку около 18 часов. Отбой в 22 часа.

06.02 - пятница - день 6

В 6:30 проснулись наши жаворонки-дежурные, а со стоянки мы вышли в 10. Всё как всегда, в общем. И опять без рекордов. Погода прекрасная, солнечно, температура за бортом - примерно -25.
Чтобы избежать лишнего “кустинга”, решили подняться выше зоны леса и идти траверсом горушек, с одной на другую. Саша постоянно куда-то звонит, Андрюха фотографирует, я тусуюсь с ними.
Потом по рации нам звонит Миша, ругается. Мы бросаемся по следам группы. Первой догоняем Дашу, у которой сломалось крепление. Это обернулось заменой щёчки на морозе и сильном ветре.
Идём траверсом гор Касси и Самолётной. Затем немного сбрасываем высоту. Быстрый перекус - и снова вверх. Поднимаемся на красивый перевал, с которого открывается прекрасный вид на долину и Риколатва-Тундру. Подсвеченные предзакатным солнцем облака точно повторяют контуры гор, и это зрелище впечатляет. По фирну - вниз, до снегоходной дороги, и дальше по ней с ветерком скатываемся донизу. “Буранка” ведёт прямо в Риколатву, до которой остаётся каких-то 8 километров. По раскатанной дороге идётся легко, поэтому мы быстро сокращаем это расстояние до 6 км.
По дороге у Иринки и у меня поочерёдно сломались крепления, поэтому остаток пути до лагеря мы преодолевали в режиме самоката: одной ногой толкаешься, на другой едешь. Когда валили сушину, вершиной рассекли Коле голову. Так что вечером у нас в шатре ремонт: Ира ремонтирует Колю, я ремонтирую лыжи.
Пели песенки. Всё-таки последний вечер: завтра выходим в цивилизацию!

07.02 - суббота - день 7

Последнюю в этом походе стоянку мы покинули в 10:30. Через час пути по “буранке” шустро так вкатились в Риколатву, посёлок рудников и шахт. Дошли до главной площади, обозначенной почтой и магазином. Народ побросал рюкзаки на землю и рванул затариваться жратвой. Создали в магазине очередь, какой там раньше не видели. Продавщица любезно предложила нам расположиться прямо в магазине, за столом, а пока мы налегали на молоко и булки, позвонили из местной котельной, предложили отогреть замёрзших путешественников. Над Риколатва-Тундрой – красивое гало, похожее на радугу.
Не успели мы отойти от Риколатвы на несколько километров, нас догнал "буран". Толстый дядя в униформе представился дружинником погранзаставы. Сказал, что его из Ковдора оповестили о том, что мы тут у него гуляем. Посмотрел нашу маршрутку, карты. Рассказал пару баек и отпустил. Но мы поняли, что они нас ждали. Вот тебе, блин, и 30 км до погранзоны! Враг не пройдёт!
До Ёнского от Риколатвы - 13 вёрст по обледенелой дороге. Некоторые сняли лыжи сразу, некоторые через пару километров пути. В районе 7-го километра свернули с дороги в лес и пообедали под невысокой скалой.
В Ёнском были в 17:20. С трудом отыскали место, где нас встречал автобус. Пообщались с начальником местной погранзаставы, который приехал из Ковдора только для того, чтобы повидаться с нами. Потом сходили погреться на вокзал, который, к слову, оказался закрыт.
В 18 часов сели в автобус, который отвёз нас в Кандалакшу. Правда, по пути нам пришлось поторчать 10 минут на пограничном посту, пока проверяли наши документы. В Кандалакше закупили продукты в дорогу и в первом часу погрузились в 15-й скорый поезд.
Всё хорошо. Завтра вечером будем в Петербурге.

Фотографии

16. Командир замёрз

17. Группа

18. В гостях у сказки

19. Сколько удовольствия в этом лице!=)

20. Зимняя радуга

21. Домой!

© Моисеев Андрей, Клуб Туристов Университета, февраль 2009.
Фотографии любезно предоставлены участниками похода.