2009

Кавказ. Архыз. 1 к.с., горный, август 2009, рук. Иван Мартюшов

Дневник горного похода 1 к.с.
Западный Кавказ, Архыз, август 2009 года.

Маршрут (планируемый)
пос.Архыз – р.София – пер. Баш-Джол(1А) – р. Псыш – р. Секиртме – пер. Чучхур(1А*)рад. – р. Псыш – р. Белая – пер. Айюлю(1А) – пер. Темир-Кулак(1А) – р. Темир-Кулак – пер. Речепста(1А) – пер. Семнадцати(1А*) – пер. Мылгвал – [пер. Агур – пер. Федосеева](1А) – п. Динника(рад.) – пос. Архыз

Маршрут (фактический)
пос. Архыз – р. София – пер. Баш-Джол(1А) – р. Псыш – р. Белая – пер. Айюлю(1А) – пер. Темир-Кулак(1А) – р. Темир-Кулак – пер .Речепста(1А) (рад.) – г. Речепста(рад.) – Лунная поляна – пер. Федосеева(1А) – п. Динника(рад.) – пер. Агур(1А) – пер. Мылгвал(1А) – пер. Семнадцати(1А*) –Архыз

(кликабельно, 360 кб)

7. Спельников Дима.

3.08.2009 г. - день 1

Топ-топ, топает турист
По горам Кавказа вверх и вниз.
Ну, еще шажок, еще чуть-чуть
Нужно только шею не свернуть.

Первый день начался рано и обещал быть долгим. Приехав в Невинномысск, мы встретились с Виктором Семеновичем, который за символическую сумму (3500 рублей) обещал довезти нас до Архыза, пограничников, а заодно устроить нам небольшую экскурсию, благо времени у нас было достаточно. Обозрев местные достопримечательности, мы отправились прямиком к главной цели нашего похода – к хычинам, а заодно поближе к горам и пограничникам.
Около 11.00 мы уже ждали пропусков. Настроение было самое распрекрасное. На чистом голубом небе светило жаркое солнце, близко шумели быстрые воды Архыза… Совсем скоро мы уйдем еще дальше от цивилизации. Скорее бы!
Скоро, да не совсем! Целую кучу времени мы провели в достаточно нудном перекладывании рюкзаков и делении едок, и только к 14.00 мы все-таки начали двигаться по направлению к перевалу Баш-Джол.
Сначала все было очень даже хорошо: хорошая дорога, маленький дождик и красивые виды. Долго ли, коротко ли, а дорога перешла в тропу, которая начала петлять, то резко уходя вверх по склону, то ныряя вниз. Кавказская растительность, оказывается, отличается крайней колючестью и жгучестью…о ужас!.. Так, по крапиве, по колючкам, через поваленные деревья, еле-еле, поскальзываясь, мы ползли все дальше и дальше. И вот, когда появилось ощущение, что в Лен. области можно найти похожее развлечение, Дима, идущий впереди, сообщает, что нашел дорогу. Дорога? Откуда? Правильно, из Архыза. Ну, зато поняли, что не в сказку попали, а в поход пошли. Тут люди вроде спортом занимаются, притом экстремальным, ага.
Дальше шли по дороге вдоль реки София. В какой-то момент поняли, что до Ак-Айры (нужный нам приток) засветло не дойдем, решили перейти на ту сторону и заночевать.
Переправа-переправа... Обещала быть простой и быстрой, ан нет. Сначала все было так, как и должно было быть – сперва Ваня перевел меня, после этого - Рому, затем помог Паше с Катей, а потом отправил Рому за Димой и Славой. В то время как я уже отошла переодеваться и ставить палатку, берега Софии потряс дикий хохот. Вот, собственно, что произошло: на полпути обратно Рома подумал, что без Славиных ботинок ему будет намного комфортнее, и метко кинул их на берег – как и следовало ожидать, не докинул. Один ботинок прибило к берегу, а другой выловил Паша. Дальше Дима решил, что его ботинки ничем не хуже, и метнул их прямехонько в центр реки. Паша с быстротой и изяществом лани бросился вдогонку и нырнул в пучину за добычей.
В это время Слава и Дима решили, что уже не хотят идти к нам просто так, поэтому провесили веревку. В итоге ужинали в темноте (около 20.00) Такие дела.

4.08.2009 г. - день 2

Помни,
Есть еще время,
Мы у подножья гор!

Встали мы в 7:30, приготовили ни с чем не сравнимую кашу (слава Богу, в моей жизни подобная гадость не встречалась), а дальше до 11:30 мы маялись дурью и ждали, пока все соберутся.
Надо сказать, я предвкушала продолжение вчерашнего дня и нагрузку от высоты и жары. Но на лице опять появилась улыбка, как только мы сделали первый переход. Вот какие они, горы, уже совсем близко. Все в снегах, освещенные солнцем.
Опять идем по тропе, но сегодня явно быстрее и бодрее. Наконец-то дошли до реки Ак-Айры и вдоль нее пошли вверх. По дороге исполнили Димину мечту – остановились у водопада. Вот ради этого стоит идти по жаре! Правда, из-за гор начали наползать тучи, поэтому мы решили, что надо бы подняться выше, но на перевал уже не лезть. Так и сделали.
Жаль только, что группу Стаса не встретили, у них сегодня тоже по плану Баш-Джол. А завтра нас ждет покорение перевала. Посмотрим, каково это.

5.08.2009 г. - день 3

Не успела во поле высохнуть роса.
Мы идем навьючены выпучив глаза...
И вперед нас манит ликующий простор,
А дорога вьется в долине между гор.

День начался рано, но не так, как хотелось бы. Опять долго собирались: удалось выйти около 11.00. Чем выше мы забирались, тем легче, как ни странно, шлось. Через какое-то время добрались до снежника, где попытались учиться зарубаться. Но детство взяло свое – это же снег, им надо кидаться, и по нему надо съезжать на попе. А за снежником началась достаточно крупная осыпь. Мы надели каски и, как крутые спортсмены, двинули дальше. На подъеме встретили ребят из питерского клуба «Охта», которые налегке вспорхнули на перевал и убежали вниз.
Чем дальше мы шли, тем тяжелее становилось Диме – все-таки не прошла мимо нас горняжка. Дима пытался рассказывать нам, что у него все «шикарно», но мы почему-то не поверили. С момента последнего отдыха я ожидала еще один переход минут на 10-15, но нет: сделав буквально несколько шагов, мы увидели тур, а за ним и прекрасный вид на гордые горные вершины и искрящиеся на солнце озера, обрамленные снежниками! Это ни с чем не сравнимое ощущение, восторг, маленькая победа! Мы это сделали! Хоть и 1А, а все-таки 3050 м., да и вид очень впечатляет. Достаточно долго сидели на перевале – ели шоколадку, фотографировались и просто наслаждались отдыхом и эмоциями. Но Диме легче не становилось, надо было идти вниз.
Спуск с перевала представляет собой крупную сыпуху со снежником. Ребята разгрузили Диму, а мы с Катей тем временем ушли вперед, чтобы спокойно спуститься. В итоге спустились почти одновременно с Пашей и Ваней, которые здраво рассудили, что с потяжелевшими рюкзаками им легче съехать по снежнику. Так и сделали.
Тут мы заметили людей на перевале, а потом и «двух горных козлов», резво двигающихся к нам. Ожидание наших ребят немного затянулось, и дабы не замерзнуть, мы с Катей уже думали идти к месту стоянки (тем самым прекрасным озерам), но в последний момент меня остановила фраза «Здравствуй, Ваня!». Оказалось, что к нам спустились Рома с Сашей из группы Стаса. Так классно встретить знакомых людей! К этому моменту подтянулись Рома, Слава и Дима и мы, попрощавшись с друзьями, которых уже ждал перекус, пробуждающий в нас самую темную зависть, пошли дальше.
Встали мы на пригорке, где оказались очень даже хорошие места под палатку. Кажется, я могла бы еще идти и идти, но ограничилась только небольшой обзорной экскурсией к озерам – и обратно к стоянке.

6.08.2009 г. - день 4

Я на солнышке лежу
Я на солнышко гляжу…

– Реку бродить будем!
– Что, Псыш, что ли?

Утро началось поздно – ровно тогда, когда мы выспались. Вся долина была в тумане, а наша стоянка освещалась солнцем. То, что мы не идем на Чучхур, экономит нам полтора дня, поэтому мы позволили себе устроить полудневку. После завтрака пошли купаться в ледяном озере, заодно и помылись.
Вышли только после обеда, точнее сильно после обеда – часа в четыре. Встретили пастухов, которые посоветовали нам не спускаться вниз сразу, а какое-то время двигаться по бараньим тропам, перейти речку у их палатки и спускаться уже там.
Сил оказалось предостаточно, поэтому шли в очень хорошем темпе. Через какое-то время вдали показалась вершина Чучхур-Баши – красавица, покрытая снегами и льдом, суровая, но манящая. Мы пустили скупую слезу и пошли дальше. Каждый наш отдых затягивается на полчаса, теряем слишком много времени.
Добрались до леса, где начался довольно крутой спуск вниз к Псышу. Мы со Славой были отпущены вперед, чтобы не мерзнуть в ожидании всех на очередном привале. Какое-то время ждали ребят на берегу. А Псыш мощнее, чем я думала! Тем временем вечерело.
Ну что, надо переходить! Натянули веревку, достаточно быстро и без потерь перешли на островок посередине реки, но в это время было уже темно. Для того чтобы перейти Псыш целиком, нам не хватило часа, что мы потратили на сборы. По просьбе трудящихся остались на острове до утра. Эх.
А из-за горы показалась полная луна – осветила наш островок, заплясала бликами на воде. И все-таки хорошо!

7.08.2009 г. - день 5 (день встреч)

Время перейти эту реку вброд,
Самое время перейти эту реку вброд,
Пока ты на этой стороне, ты сам знаешь, что тебя ждет,
Вставай, переходим эту реку вброд.

«Если вас кто-то будет обижать, вы это…не обижайтесь!»

Около 6.00-6.30 собрались бродить остаток реки. Начали бродить мы с того, что Паша с веревкой перешел на ту сторону и поправил неровно лежащие бревнышки, по которым дальше перебрались я и Катя без рюкзаков.
Ваня эпически метнул Катин ботинок, который долетел до берега, но, ударившись о камень, нырнул в воду. Бедный Паша опять изображал из себя рыболова, вылавливая из реки мокрую обувь. Мы с Катей начали возиться с костром. Когда мы развели огонь, Катя осталась хранительницей очага, а я пошла помогать ребятам перетягивать рюкзаки.
В это время из-за деревьев показались товарищи в камуфляже и с автоматами. Здравствуйте, гости дорогие, не ждали! Поздоровавшись, пограничники попросили у нас показать документы и пропуск. Мы перетащили Ванин рюкзак (благо, с помощью одного из пограничников, без него было бы тяжело) и показали документы. Я за это время раза 2 промчалась мимо другого пограничника, который с улыбкой и жалостью поинтересовался, что же я воду-то не обхожу, холодно ведь! Получив ответ, что мы пол-утра уже по этой воде ходим, он улыбнулся – добро так, сочувствующе: туристы, мол, что с них возьмешь? В напутствие люди в форме пожелали нам удачи.
Ваня, Слава, Рома и Паша перешли реку вчетвером.
Отогревшись у костра, мы наконец-то позавтракали, а после завтрака насобирали грибов.
Двинулись дальше около 12.00. На этот раз шли уже по хорошей тропе. Очень радовала земляника, которая росла прямо на дороге.
Дошли до реки Аманауз, где встретили двух милых грибников. Они показали нам хорошее бревно для перехода на ту сторону и поведали, что раньше хорошая тропа шла по низу, но года три назад случился катаклизм (сель?), так что лучше идти по верху.
Через какое-то время начал накрапывать дождик, а за горами послышался гром. Ай-яй.
Дальше, у навесного моста через р. Псыш встретили группу глухих туристов. Пообщавшись с одним из них, остались просто в восторге от этих людей: прекрасное настроение, куча энергии и никаких разногласий!
Под дождем вышли к погранзаставе, где стояло еще несколько групп туристов. Разговорились с одной – оказалось, что ребята из Питера.
Пограничник примерно нашего возраста проверил наши документы и задал сакраментальный вопрос «А в чем кайф?». Мы только плечами пожали – что уж тут ответить? Кульминацией общения с ним стала его прощальная фраза: «Если вас кто-то обижать будет, вы это… (пауза) не обижайтесь!».
У реки Белая задумались, что делать дальше. Пообедали, после чего «специально обученные люди™» в лице Вани и меня решили поискать повыше места под ночевку. Отлучившись, таким образом, минут на 20, мы вернулись часа через полтора, но места все-таки нашли: метрах в 200 от точки, где остановились. Зато погуляли отлично: прошли мимо шикарного водопада на реке Белая, полюбовались на радугу в его брызгах, посмотрели на долину Псыша с высоты, поели чернику и опять встретили наших питерских знакомых.
А вечером у костра, вдыхая запах сырого леса, мы ждали, когда приготовится наш «жульен». Ага-ага, суровый горный поход: несколько часов ходьбы, костерок, грибы с сыром и огромное количество другой еды.
А завтра идем на Айюлю и Темир-Кулак, да пребудет с нами сила!

8.08.2009 г. - день 6

Скоро будет гроза по известным приметам,
Налетит, нагремит и пройдет в полчаса.
Ах, как пахнет дождем это звонкое лето…

Утро началось ударами грома и дробью дождя по палатке. Ага, встали в 6.00, конечно… Дождь стих только к началу девятого, вышли где-то в 11.00. В общем, ничего нового.
На тропе встретили ребят с Украины – забавные, добрые, веселые. Все время поднимаемся по тропе – идти удобнее, чем вчера: пыль прибило, ноги меньше проскальзывают. Пропустили вперед украинских товарищей. Идется легко и весело, постоянно надоедаю спутникам разговорами и тихими напевами (почему-то крутится в голове одна строчка: «скоро будет гроза по известным приметам»). Дима и Катя отстают, у Катюхи болят коленки.
Долго-долго идем по колючкам, ох уж эта растительность! Через какое-то время начинает накрапывать дождик, становится холодно, но мы упрямо идем вперед. Вдруг начинает греметь прямо над нами, дождь усиливается, быстро превращаясь в ливень. Кидаем вещи, ставим большую палатку. Пока пережидаем дождь, готовим обед. Выйдя из палатки, мы моментально замерзли. Однако, через всю долину раскинулись две радуги, это помогло поднять упавшее было настроение. Идем дальше, наконец-то видим перевал – вон он там, за снежником и крупной осыпью!
Скачем по камням, на всякий случай надеваем каски. Привал сделали под снежником. Дальше – перевальный взлет. Быстро замерзнув, продолжаем путь.
Ощущение, что будет что-то относительно сложное. Делаем пару шагов и… видим тур. Оказывается, уже все! Вот тебе и Айюлю. Сняли записку украинских знакомых.
На Темир-Кулак мы не пошли: хотя его видно с нашей стоянки, но погода «нелетная». Тут тебе и снег с дождем, и град для разнообразия, да еще и туман наползает… Последний вечер с ребятами: завтра Катя, Паша и Дима уходят в Архыз. Вот так.

9.08.2009 г. - день 7

«Весна, лето, осень, зима и снова весна»

«Я по колено в каких-то горах!»

День опять не спешил начинаться. Из-за проблем с горелками дежурные разбудили нас около 8 утра, а вышли мы совсем поздно (в 11.20) – Ромка бинтовал стертые ноги.
Было прохладно, но проглядывало солнце. На Темир-Кулак мы забежали быстренько, сняли записку Стаса от 2.08. Да уж, непопулярный это перевал…
Вниз по сыпухе, по-хорошему, минут 15, но мы опять идем очень медленно – Диме тяжело. К середине спуска мне разрешили сбежать вниз и ждать всех за снежником (относительно крутым, но рыхлым).
Пока мы спускались, успели поймать все возможные вариации погодных условий. Правда, в итоге погода остановила свой выбор на холодном ветре и снеге с дождем. Все спускаются на снежник, на всякий случай повесив веревку. Пашка, аки горный козел, порхает вниз и скрашивает мое ожидание, а за ним и Катя, Слава, Рома. В самом конце спускается Ваня. Дожидаемся Диму.
Дорога тянется по крупным булыжникам – идем достаточно долго. Выходим к реке Темир-Кулак и переправляемся через неё. Дальше тропа идет по лугам – скорость увеличивается, что не может не радовать. Огибаем саму долину реки то ли по бараньим, то ли по лошадиным тропам. А здесь еще и лавины бывают! То и дело нам попадаются широкие прочесы и кривенькие березки.
На перекусе опять можем наслаждаться радугой – везет нам на них. Я под впечатлением от смены времен года. Здорово, когда только что ты мерз на снегу – и вот уже греешься на траве! Слышится знакомый перезвон колокольчиков – мимо проносится табун лошадей. Вслед за ними отправляемся и мы.
Идем по дороге, которая медленно, но верно превращается в лесовозную и становится малопроходимой, хотя после увязания в первой луже нам это уже непринципиально. Ребята еще пытаются обходить грязь, но недолго. Мы с Пашей бежим впереди, периодически увязая все глубже и глубже. Тут Паша решает-таки обойти крупную лужу и прыгает, по пути проваливается в жижу, поскальзывается и падает – благо на обочину. Лес оглашается его криками на тему «Ваня, вытащи меня отсюда!!!», а я временно парализована хохотом.
Примерно к 20.30 мы вышли с этой «прекрасной горной тропы» (или трассы для «говно-бобслея», как это назвал Паша) к мосту через реку Архыз. А до самого Архыза еще километров 18. Ребята решают, что пойдут рано утром. Вот и ладненько.

10.08.2009 г. - день 8

У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,—
Он с утра конфеты ел.

Проводили мы ребят около 5-5.30 и легли дальше спать. Проснулись около 8.00. По просьбе Ромы решили устроить полудневку, его ноги требовали отдыха.
Полдня страдали, кто чем хотел – по большей части, в горизонтальном положении.
Перед выходом еще раз прочитали Катино напутственное письмо. Хотели дойти до Речепсты и заночевать где-то под перевалом. Вышли только к 17.00. Мы бы даже успели дойти, но Ромины ноги забастовали, и мы экстренно начали искать место под палатку. Получилось так себе: холмистое пастбище в колючках и коровьих лепешках, а как окажется утром, еще и рядом с мертвой коровой – все удовольствия…
Зато первая ясная ночь – небо освещается маленькими жемчужинами звезд, периодически расчерчивается метеоритами. А еще я нашла заначку кофе.

11.08.2009 г. - день 9

Настоящему индейцу надо только одного,
Да и этого немного – да почти что ничего,
Если ты, чувак, индеец, ты найдешь себе оттяг
Настоящему индейцу завсегда везде ништяк!

Около 6.30 почувствовала дикий холод и вылезла из палатки – на траве иней, о как!
Позавтракали и собрались сходить радиально на Речепсту, оставив Рому в лагере. Вышли около 9.00. Несмотря на отсутствие тяжелых рюкзаков, ощущение полета мы не испытали. Травянистые склоны-пастбища со всеми вытекающими из коров и овец последствиями почему-то тоже не бодрили. В конце подъема на перевал (примерно в 13.30) мы таки набрели на тропу, которая вывела прямо к туру. На перевале нас встретил сильный-сильный ветер. Оглядевшись по сторонам, мы увидели величественные и далекие вершины Теберды и Домбая. А сразу за хребтом Абишира-Ахуба горы становятся темными, заостренными и угрюмыми, но такими манящими… Такое впечатление, что внизу расположена огромная кухня: завихрения облаков и тумана с сумасшедшей скоростью поднимаются вверх, движутся вдоль склонов. Сняли записку группы из разных городов.
С перевала пошли на одноименную вершину. Наверное, это один из лучших моментов за поход! На вершине оказался тригапункт. И кроме того, совершенно нереальный вид во все стороны: снежники, острые зубцы гребня, клубы тумана, низкие облака, зеленые склоны, озаренные солнцем, голубые-голубые озера, игрушечные малюсенькие стада, рассыпанные где-то далеко внизу, ниточки рек... Сняли прошлогоднюю записку, отправили первую смску за весь поход. Итак, самая высокая точка похода – 3214 м. На спуске застали град, а потом еще немного снега, но они не сильно помешали.
В лагерь вернулись около 19.00 и занялись своими делами, мало-мальски приведя себя в порядок.
А планы у нас резко изменились – завтра к Архызу, на Лунную поляну, а оттуда уже на перевал Федосеева. Может, и еще куда-нибудь успеем – смотря что у Ромы с ногами будет…

12.08.2009 г. - день 10

Smile, m* f*, smile
Я иду по дороге, и ботинок не жаль,
По знакомой дороге – или в ад, или в рай…

Мелкий дождик барабанил по тенту палатки. Вылезать из спальника совсем не хотелось. В голове назойливо вертелась мысль о возможной ночевке у горного озера, со снежником под перевалом Семнадцати – но нет, не судьба. Все-таки вылезли и пошли.
На Лунной поляне поставили палатку, пообедали и в 17.00 пошли в Архыз. Слава остался «дома».
Да что тут до Архыза? Рукой подать, и еще подать, и еще чуть-чуть, а потом еще… Уже в самом Архызе мы поняли, что засветло не успеваем вернуться и ускорили шаг. Темнело на глазах, а в нашем распоряжении был только Ромин еле горящий фонарик (я свой предусмотрительно оставила в палатке, а Ваня просто не взял). На очередной развилке услышали шум воды. Рассудив, что через мост мы не переходили, свернули в сторону. Когда же угодили в какую-то грязь и бурелом, поняли, что свернули все-таки не туда.
Совершенно незаметно и неожиданно на пути появился всадник-пастух. Как оказалось, в это время мы стояли посреди стада спящих коров. «Куда так быстро идете ночью?» Мы-то? А мы что – мы так, гуляем. Нам сообщили, что мы заблудились. Вот это новость! Предложили переночевать. Нет, спасибо, нас ждут. Решили вывести на дорогу. Вот это спасибо, это дело! Пока шли, Магомед (так звали пастуха) все предлагал довезти нас на лошади по одному, но мы, странные люди, почему-то отказались. Долго ли, коротко ли, вышли на главную дорогу. Еще долго не могли распрощаться с нашим любезным проводником, потом резко ускорили темп и почти бегом направились к Лунной поляне. Бедный Слава – он уже, наверное, извелся.
То тут, то там мерцают огоньки – может, это Слава? Нет, наша палатка дальше. Наконец-то добрались! Дом, милый дом! Съели по хычину, подумали еще раз, какие же мы идиоты и легли спать.
За всем этим беспределом с огромной высоты наблюдали звезды, холодные и безразличные, но бесконечно прекрасные. Все-таки в таких днях что-то есть…

13.08.2009 г. - день 11

Я сейчас на этом вот бугру
Лягу и тихонечко помру…

И снова полудневка. По плану – доползти до верхней границы зоны леса на Федосеева и посмотреть, что будет с Ромиными ногами. Вышли около 16.00. Я явно не в форме – помирать, конечно, рано, но подходящий бугор искать самое время. Тем не менее, до ГЗЛ мы все-таки дошли, часа через два всего (и года не прошло!).
Утром нас посетило стадо быков и вылизало наши котлы, поэтому пришлось их кипятить, а нагретую воду мы использовали по назначению – помылись. Ужин у нас как у серьезных спортсменов – свежий салатик и прочие радости цивилизованной жизни.

14.08.2009 г. - день 12

Встали мы почти с рассветом – около 6.00. Правда, торопиться нам некуда: мы под Федосеева, а в планах – подняться на перевал, потом забраться на пик Динника и Агур, а дальше, скорее всего, ночевка под Федосеева и мысли о том, как дойти до Мылгвала.
Вышли около 10.00, но идем медленно. Точнее, как: Рома бежит вперед, а дальше идем мы. При этом я ползу, как черепаха – мои колени решили вспомнить былое и поболеть напоследок. Где-то в середине пути, где трава переходит в осыпь, идти стало легче.
Забрались на Федосеева мы около 13.00, бросили рюкзаки и пошли к пику Динника. Конечно, ощущения с Речепстой не сравнятся, но все равно вид открывается отличный: озера, Главный Кавказский хребет, вертикальный скальный гребень и стена снежника; стоит того.
Сфоткались, оставили записку на месте отсутствующей, немного побаловались, покидались снежками и пошли обратно на Федосеева. Там, по случаю хорошей погоды и Роминого аппетита, устроили перекус, который перешел в отдых, фотографии и пускание мыльных пузырей. В это время увидели людей на Агуре, они увидели нас. Покричали, помахали руками и разошлись с миром: они – к озерам вниз, а мы – на освободившийся Агур (около 15.30). Долго задерживаться на перевале мы не стали и решили спуститься вниз, к озерам под Агуром. По осыпи, по осыпи. Ой! А тут ведь до Мылгвала рукой подать! Вот мы и на третьем перевале. А дальше спуск: справа – крупная осыпь и снежники, уходящие в озеро, слева – бараньи лбы. Медленно и аккуратно спускаемся вниз к озеру, тут и ставим палатку. Теперь обед. На часах – около 18.00. Мы – молодцы! Ура нам!
А завтра в планах добраться до Семнадцати и вернуться назад – посмотрим, что будет.

15.08.2009 г. - день 13

Вышли в 10.30, рекордов не бьем. Сначала небольшой спуск с места стоянки к озерам, потом еще немного. Не дойдя до озера Кяфар, наслаждаемся его видом издалека. Красота неземная: большое, почти правильной формы и синее.
Дальше – подъем вдоль ручья. Вышли к озеру под перевалом Семнадцати. Просто потрясающе: белые снежники, иссиня-голубая вода и долгожданный перевал впереди. Обошли, встали между большим и маленьким озерами. Поставили палатку, кинули вещи, перекусили и около 14.00 пошли на перевал.
Сначала вокруг маленького озерца по осыпи и снежнику, потом относительно крутой (меньше 35°) подъем по осыпи и траве. Дальше начинается снежник. По нему дошли до скал (на всякий случай, повесили веревку, снежник становится круче, где-то 30°-40°). После снежника идем на скалы, немного по осыпи и... Нет, это еще не все. Впереди еще один снежник, но совсем пологий, почти горизонтальный. Быстро поднимаемся к туру.
Ура!!! Мы на Семнадцати!!! Виды отличные: уже знакомая нам по виду с Речепсты «адская кухня» и вершина Речепста. Я так подумала, что, наверное, в той долине обитает какое-то местное божество, ответственное за погоду и облака – вот и стряпает там потихоньку вихри да туманы! Нашли каску с надписью «труд». Сняли записку ребят из Одессы – они идут двойку, а еще считают, что чипсы – хорошо, а пельмешки – лучше.
Традиционные фотографии, затем спуск. По сыпухе спускаюсь первая. Веревка, затащенная Ваней наверх, сильно запуталась. Пока спускаюсь, вытаскиваю ее из под камней. У снежника жду ребят, благо спряталась за скалы – камни летят только так. Все спустились, а дальше? А дальше – рукой подать. Вниз по снежнику – что может быть проще? И тут я поскальзываюсь и учусь зарубаться на практике. Зарубиться-то я зарубилась, но вывод один: делать я этого не умею… Зато опыт. «Skill “зарубание” +10 – level-up!». Забавные ощущения, надо сказать. Дальше стараюсь идти аккуратно по осыпи, потом по снежнику и снова по осыпи. Единственное, что огорчает – это ноющие колени и заблаговременно, еще под Федосеева, подвернутая лодыжка… Ну и ладно, где наша не пропадала? Спасибо Ване, не убегает вперед – это радует.
Вернулись к палатке и подумали, что местечко действительно райское, да и туман наползает... В общем, решили мы остаться здесь. А завтра вечером должны быть в Архызе. Вот такие дела.

16.08.2009 г. - день 14

«Мы вернемся на грешную землю, паломники гор.»

Итак, вот и последний день похода. Начался он в 5.15, а дальше мы решили бить рекорды и вышли только в 9.00!
День обещал быть долгим. Низкие облака на уровне Мылгвала наводили на печальные мысли. Но уже через 1.5 часа мы были на месте прошлой стоянки. Еще через час с копейкой мы сидели на Агуре. На обоих перевалах нашли наши же записки, даже обидно. Хотелось написать, что настоящие питерские туристы настолько суровы, что ходят перевалы дважды! Немного посидев на Агуре, идем через Федосеева, даже не останавливаясь. Дальше спуск, осыпь и трава. Около 16.35 мы у дороги – забираем мусор, оставленный нами после набега на Архыз.
А дальше – долгая и печальная ходьба по дороге до самого Архыза и, как вознаграждение, горячие хычины.

17.08.2009 г. - день в поезде (заключение)

Завтра я буду дома,
Завтра я буду пьяный…

Так странно. Ощущение, что похода и не было. Какой-то быстрый, мимолетный сон.
Пока мы долго собирались под перевалом Семнадцати, отошла в сторону и долго-долго просто смотрела… Эти отражающиеся в зеркале озер склоны и снежники, эти увенчанные короной солнечного света вершины, этот кристальный воздух, сладкий, как мед, и эта постоянная проверка себя. Мне будет этого не хватать. В целом, все было очень хорошо, несмотря на обилие косяков (и по нашей, и не по нашей вине). Мы не взяли всего один перевал. Компания оказалась приятной, хотя из ребят я никого толком не знала, кроме Вани.
За окошком поезда видны дымящие трубы, ЛЭП и прочие признаки обитания человека… Ну, здравствуй, цивилизация! Я буду скучать по спокойствию и величию гор.

Фотографии

26.

27.

28.

© Весман Аня, Клуб Туристов Университета, 2009.
Фотографии любезно предоставлены участниками похода.