Материал из журнала "Вокруг Света" за январь 2012 года.
"Январь 1912. Четверо друзей на Рождественских каникулах совершили первый в России лыжный поход Москва - Петербург.
Михаил Гостев, Иван Захаров, Александр Немухин и Александр Елизаров - члены Сокольнического лыжного клуба - стартовали 20 декабря. Преодолев верст 50, они с удивлением отметили, что местные жители смотрят на них, вытаращив глаза, - они никогда не видели лыж. Один пьяненький возница решил посоревноваться с лыжниками, но через полчаса его лошадка выдохлась и отстала. Под Тверью в друзей чуть не пальнул из ружья помещик, чей рысак испугался людей с палками и встал на дыбы. Утихомирил барина только браунинг, который Гостев достал из кармана. В районе Чудова к лыжникам привязались хулиганы - рабочие Кузнецовского фарфорового завода, - с трудом удалось убежать от них по льду Волхова. Новый год встречали в Саблине под Петербургом, в избе извозчика, который предоставил гостям отдельную комнату и бесплатно налил водки. Это насторожило: хозяин - мужик здоровенный, ударом топора может перерубить человека, а изба - с краю. Поскольку сон у лыжников был крепкий, приняли меры. Придвинув к двери стол, на него водрузили стул, уставленный посудой. Если бы кто попытался войти, звон разбудил бы весь дом. Обошлось. И 1 января, через 12 суток 6 часов 22 минуты после старта, друзья на стертых до прозрачности лыжах достигли петербургской заставы. Этот успех положил начало увлечению дальними лыжными походами. Особенно популярны они стали в советские годы."
Столетию лыжного похода, несомненно, ура =), но вот в удивление местных жителей по поводу лыж как-то не верится. В северных странах история лыж (как средства передвижения, конечно, а не как спорта или вида туризма) исчисляется тысячами лет. Скорее люди недоумевали по поводу самого факта дальнего перехода на лыжах в местности, где обычным транспортом для таких поездок в это время года были сани на конной тяге, а лыжами пользовались из исключительно "практических" соображений - например, охотники и т.п.
Возможно, ещё лыжные палки были не совсем обычной деталью снаряжения - не знаю, применяли ли тогда что-либо, похожее на лыжную палку, те, кому приходилось пользоваться лыжами в "неспортивных" целях.
Местных наверное пугала скорость их передвижения. Ведь они за день проходили более 50-ти километров. А учитывая продолжительность светового дня, то выходили путешественники вероятно вночь и останавливались на ночлег уже в темноте. Несомненно люди двигающиеся ночью группой на лыжах, с непонятными намерениями настораживают
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах